Глобальные проблемы мира - прорыв в будущий мировой порядок

 

Глобалистика, глобальное прогнозирование и моделирование возникает и бурно развивается с середины нашего столетия. Связано это с осознанием и изучением глобальных проблем современного мира.

Понятие “глобальный” происходит от лат. globus - земной шар и используется для фиксации наиболее важных, общепланетарных проблем современной эпохи, стоящих перед человечеством.

Проблемы перед людьми, перед человечеством всегда стояли и стоять будут.

Какие же из совокупности проблем называют глобальными?

Когда и почему они возникают?

Глобальные проблемы выделяют по объекту, по широте охвата действительности - это такие социальные противоречия, которые охватывают как человечество в целом, так и каждого человека. Глобальные проблемы затрагивают коренные условия бытия; это такая стадия развития противоречий, которая ставит перед человечеством гамлетовский вопрос: “быть или не быть?” - затрагивает проблемы смысла жизни, смысла человеческого существования.

Отличаются глобальные проблемы и методами их решения. Они могут быть решены только общими усилиями мирового сообщества и комплексными методами. Здесь уже не обойтись частными технико-экономическими мероприятиями. Для решения современных глобальных проблем необходим новый тип мышления, где главными являются нравственно-гуманистические критерии.

Возникновение глобальных проблем в ХХ веке связано с тем, что как предсказывал В.И.Вернадский, человеческая деятельность приобрела планетарный характер. Произошел переход от тысячелетнего стихийного развития сменяющих друг друга локальных цивилизаций к мировой цивилизации.

Основатель и президент Римского клуба (Римский клуб - международная неправительственная организация, объединяющая около 100 ученых, общественных деятелей, бизнесменов, созданная в 1968 году в Риме для обсуждения и исследований глобальных проблем, содействия формированию общественного мнения в отношении этих проблем) А.Печчеи писал: “Диагноз этих затруднений пока неизвестен, и против них нельзя прописать эффективных лекарств; при этом они усугубляются еще той тесной взаимозависимостью, которая связывает ныне все в человеческой системе... В нашем искусственно созданном мире буквально все достигло небывалых размеров и масштабов: динамика, скорость, энергия, сложность - и наши проблемы тоже. Они теперь одновременно и психологические, и социальные, и экономические, и технические, и вдобавок еще политические”[44].

В современной литературе по глобалистике выделяется несколько основных блоков проблем. Главная проблема - проблема выживания человеческой цивилизации.

Что же в первую очередь угрожает человечеству?

Производство и накопление оружия массового уничтожения, которое может выйти из-под контроля.

Усиление антропогенного давления на природу. Экологическая проблема.

Связанные с первыми двумя сырьевые, энергетические и продовольственные проблемы.

Демографические проблемы (неконтролируемый, быстрый рост населения, неуправляемая урбанизация, чрезмерная концентрация населения в крупных и крупнейших городах).

Преодоление развивающимися странами всесторонней отсталости.

Борьба с опасными болезнями.

Проблемы освоения Космоса и Мирового Океана.

Проблема преодоления кризиса культуры, упадка духовных, в первую очередь моральных ценностей, формирование и развитие нового общественного сознания с приоритетом общечеловеческих ценностей.

Подробнее охарактеризуем последнюю из названных проблем. Проблема упадка духовной культуры давно называется среди основных глобальных проблем, но именно сейчас, в конце ХХ века все чаще учеными и общественными деятелями она определяется как ключевая, от которой зависит решение всех остальных. Самая страшная из грозящих нам катастроф - это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества, сколько антропологическая - уничтожение человеческого в человеке[45].

Андрей Дмитриевич Сахаров в своей статье “Мир через человека” писал: “Сильные и противоречивые чувства охватывают каждого, кто задумывается о будущем мира через 50 лет - о том будущем, в котором будут жить наши внуки и правнуки. Эти чувства - удрученность и ужас перед клубком трагических опасностей и трудностей безмерно сложного будущего человечества, но одновременно надежда на силу разума и человечности в душах миллиардов людей, которая только одна может противостоять надвигающемуся хаосу”. Далее А.Д.Сахаров предупреждает, что... “даже если будет устранена главная опасность - гибели цивилизации в огне большой термоядерной войны - положение человечества останется критическим.

Человечеству угрожает упадок личной и государственной морали, проявляющийся уже сейчас в глубоком распаде во многих странах основных идеалов права и законности, в потребительском эгоизме, во всеобщем росте уголовных тенденций, в ставшем международным националистическом и политическом терроризме, в разрушительном распространении алкоголизма и наркомании. В разных странах причины этих явлений несколько различны. Все же мне кажется, что наиболее глубокая, первичная причина лежит во внутренней бездуховности, при которой личная мораль и ответственность человека вытесняются и подавляются абстрактным и бесчеловечным по своей сущности, отчужденным от личности авторитетом”[46].

Аурелио Печчеи, размышляя над различными вариантами решения глобальных проблем, главной также называет “Человеческую революцию” - то есть изменение самого человека. “Человек подчинил себе планету,- пишет он,- и теперь должен научиться управлять ею, постигнуть непростое искусство быть лидером на Земле. Если он найдет в себе силы полностью и до конца осознать всю сложность и неустойчивость своего нынешнего положения и принять на себя определенную ответственность, если он сможет достичь того уровня культурной зрелости, который позволит выполнить эту нелегкую миссию, тогда будущее принадлежит ему. Если же он падет жертвой собственного внутреннего кризиса и не справится с высокой ролью защитника и главного арбитра жизни на планете, что же, тогда человеку суждено стать свидетелем того, как станет резко сокращаться число подобных, а уровень жизни вновь скатится до отметки, пройденной несколько веков назад. И только Новый Гуманизм способен обеспечить трансформацию человека, поднять его качество и возможности до уровня, соответствующего новой возросшей ответственности человека в этом мире”[47]. По мнению Печчеи три аспекта характеризуют Новый Гуманизм: чувство глобальности, любовь к справедливости и нетерпимость к насилию[48].

От общей характеристики глобальных проблем перейдем к методологии их анализа и прогноза. В современной футурологии, глобалистике делаются попытки изучить глобальные проблемы в комплексе, во взаимосвязи. Классическим примером глобальных прогностических моделей до сих пор считается модель “Пределов роста”, выполненная проектной группой Массачусетского технологического института под руководством доктора Д.Медоуза. Результаты работы группы были представлены в качестве первого доклада Римскому клубу в 1972 году.

Дж.Форрестер предложил (а группа Медоуза реализовала это предложение) вычислить из сложного комплекса глобальных социально-экономических процессов несколько решающих для судеб человечества, а затем “проиграть” их взаимодействие на кибернетической модели с помощью ЭВМ. В качестве таковых были избраны рост мирового народонаселения, а также промышленного производства, продовольствия, уменьшение минеральных ресурсов и усиление загрязнения природной среды.

Моделирование показало, что при существующих темпах роста населения мира (свыше 2% в год, с удвоением за 33 года) и промышленного производства (в 60-х годах - 5-7% в год, с удвоением примерно за 10 лет) на протяжении первых десятилетий ХХI века минеральные ресурсы окажутся исчерпанными, рост производства прекратится, а загрязнение природной среды станет необратимым.

Чтобы избежать такой катастрофы и создать глобальное равновесие, авторы рекомендовали резко сократить темпы роста населения и промышленного производства, сведя их к уровню простого воспроизводства людей и машин по принципу: новое только взамен выбывающего старого (концепция “нулевого роста”).

Воспроизведем некоторые элементы методологии и методики прогнозного моделирования.

1) Построение базовой модели.

Основными индикаторами базовой модели в рассматриваемом нами случае были:

Население. В модели Д.Медоуза тенденции роста населения экстраполируются на грядущее десятилетие. Исходя из этого формируется ряд выводов: (1) не существует возможностей для выравнивания кривой роста населения до 2000 г.; (2) большинство вероятных родителей 2000 г. уже рождены; (3) можно ожидать, что через 30 лет население мира составит около 7 млрд. человек. Иными словами, если снижать смертность также успешно, как и прежде, и, как и раньше безуспешно пытаться снизить плодовитость, то в 2030 г. количество людей в мире возрастет в 4 раза по сравнению с 1970 г.

Производство. Бытовал вывод, что рост производства опережал рост населения. Вывод этот неточен, ибо основан на гипотезе, что возрастающая промышленная продукция мира равномерно распределяется среди всех землян. В действительности большая часть мирового роста промышленной продукции приходится на промышленно развитые страны, в которых темпы роста населения весьма низки.

Расчеты показывают, что в процессе экономического роста неутомимо увеличивается разрыв между богатыми и бедными странами мира.

Продовольствие. Треть населения мира (50-60% населения развивающихся стран) страдает от недоедания. И хотя общее сельскохозяйственное производство в мире возрастает, производство продуктов питания на душу населения в развивающихся странах едва сохраняется на современном, довольно низком уровне.

Минеральные ресурсы. Возможность увеличения производства пищевых продуктов в конечном счете зависит от наличия не восполняемых ресурсов.

При современных темпах потребления природных ресурсов и дальнейшем увеличении их, по мнению Д.Медоуза, абсолютное большинство не восполняемых ресурсов станет крайне дорогостоящим через 100 лет.

Природа. Выдержит ли биосфера? человек лишь недавно начал проявлять озабоченность оп поводу его деятельности на природную среду. Попытки количественного измерения этого явления возникли еще позже и пока несовершенны. Поскольку загрязнение окружающей среды находится в сложной зависимости от численности населения, индустриализации и специфических технологических процессов, трудно дать точную оценку, насколько быстро поднимается экспоненциальная кривая общего загрязнения. Однако, если в 2000 году в мире будет 7 млрд. человек, а валовой национальный продукт на душу населения будет таким же, как сегодня в США, то общее загрязнение окружающей среды по крайней мере в 10 раз превысит современный уровень. Смогут ли природные системы выдержать это - пока неизвестно. Скорее всего, допустимый предел будет достигнут в глобальном масштабе при экспоненциальном росте населения и загрязнений, производимых каждым человеком.

2) Далее на основании базовой модели идет построение поисковых многовариантных моделей.

 

Модель 1 “стандартного типа”

Исходные посылки. Предполагается, что не произойдет коренных изменений в физических, экономических или социальных взаимосвязях, которые исторически определяли развитие мировой системы (за период с 1900 по 1970 г.г.).

Прогнозируемое развитие мировой системы. Объемы продовольствия и промышленной продукции, а также население будут расти экспоненциально до того момента, пока быстрое истощение ресурсов не приведет к замедлению роста промышленности. После этого население будет еще некоторое время увеличиваться по инерции, а заодно и продолжаться загрязнение окружающей среды. В конце концов, рост населения уменьшится наполовину в результате увеличения коэффициента смертности, что будет обусловлено недостатком пищи и медицинского обслуживания.

 








Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 791;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.