МЕДИЦИНА ПЕРИОДА ИМПЕРИИ
а) Становление военной медицины
Широкие завоевательные походы потребовали организации в римской армии медицинской службы. В конце I - начале II в. н.э. в римских войсках появились врачи-профессионалы. Первые сведения о военном хирурге армии императора Нерона - Диоскориде относятся к I веку. В каждом легионе был легионный врач - medicus legionis, в каждой когорте (а легион состоял из 10 когорт) - по 4 врача - medici cohortis. Во флоте на каждом военном корабле было по одному врачу.
Со II в. начали устраивать военные учреждения для раненых и больных - валетудинарии - по одному на 3-4 легиона. Персонал этих учреждений состоял из врачей, инструментариев (заведовали инструментами, лекарствами, перевязочным материалом) и младшего персонала (уход за больными).
Гражданских больниц в древнем Риме не было: врачи посещали больных на дому или больные приходили к ним на дом. Однако для медицинской помощи рабам (хотя и считалось, что их лечить не нужно - пусть умирают без вмешательства врачей, но экономическая ценность которых возросла), хозяева устраивали у себя в поместьях валетудинарии по примеру армейских. Существовал и обычай - выздоровевшего раба отпускали на свободу, и он становился гражданином.
б) Развитие медицинского дела
Наряду с военной медициной в римской империи развивалась и гражданская медицина. Государственные власти стали учреждать в городах и провинциях оплачиваемые должности врачей - архиатров - старших врачей (греч. archi - главный, старший и iatrOs - врач).
В городах в зависимости от численности населения назначалось по 5-10 врачей. За выборами архиатров строго следили местные власти и центральное правительство. После процедуры выборов, напоминавшей строгий экзамен, врач получал звание “Врач, утвержденный государством”. Архиатры получали постоянное жалование, но могли заниматься и частной практикой.
Первым императорским архиатром в Риме считается Ксенофон (Iв. н.э.) - личный врач императора Клавдия, потомок Эскулапа (как римляне называли бога врачевания Асклепия).
В обязанности главы городских архиатров входило преподавание медицины в специальных школах в гг. Риме, Афинах, Александрии и др. Анатомия в этих школах преподавалась на животных, а иногда - на раненых и больных. Практическую медицину изучали у постели больного.
в) Развитие медицинских знаний
Самым ранним из известных нам медицинским сочинением на латинском языке является многотомная энциклопедия (более 20 томов, из которых до нас дошли лишь 8 томов, посвященных медицине), составленная Авлом Корнелием Цельсом около 30г. до н.э. Он подробно изложил достижения римской медицины в области диететики, гигиены, теории болезни, терапии и особенно хирургии. Будучи богатым рабовладельцем, Цельс привлек большой штат переводчиков, которые переводили многочисленные труды греческих, александрийских, индийских и других авторов. Приведенное Цельсом описание 4-х признаков воспаления (покраснение, припухлость, жар и боль) как полагают исследователи, заимствовано из древних индийских трактатов.
Видным представителем энциклопедического направления является Плиний Старший (23 - 79гг. н.э.). Проанализировав свыше 2000 сочинений более чем ста авторов, он создал труд “Естественная история” в 37 книгах, из которых медицине посвящены 23 - 32 книги.
Наряду со строгими научными знаниями, в труде Плиния представлены и сведения об аномалиях человеческой природы (парадоксография): о рождении двойняшек и тройняшек, о младенцах-уродах, о передаче признаков по наследству.
Современником Плиния был выдающийся римский военный врач греческого происхождения Диоскорид. Его сочинение “О врачебной материи” содержит описание более 600 лекарственных растений, применявшихся в медицинской практике во времена императоров Клавдия и Нерона.
Греческий врач Соран, практиковавший в Риме в начале II века, создал самое обширное во всей древней литературе сочинение по родовспоможению, гинекологии и болезням детского возраста.
г) Гален и его учение (галенизм)
Период поздней империи характеризуется обострением дуалистических тенденций, т.е. сочетания естественно-научных и идеалистических воззрений (лат. dualis - двойной, двойственный) во многих отраслях естествознания. В области медицины этот дуализм ярко проявился в деятельности величайшего врача, грека по происхождению - Галена. Он является автором более 125 трудов по медицине.
Естественно-научные позиции Галена проявились в его обширной врачебной практике и исследованиях в области анатомии и физиологии. Он был опытным хирургом и считал анатомию фундаментом хирургии.
Гален подробно описал кости, мышцы, связки, внутренние органы, но особенно велики его заслуги в исследовании нервной системы. Он описал все отделы головного и спинного мозга, 7 из 12 пар ЧМН, 58 спинномозговых нервов и нервы внутренних органов. Он широко использовал поперечные и продольные сечения спинного мозга для исследования чувствительных и двигательных расстройств ниже места сечения.
Он писал: “Если рассекать какой угодно нерв или спинной мозг, то части органа, лежащие выше места сечения и остающиеся в связи с головным мозгом, сохраняют еще способности, между тем как вся часть, лежащая ниже разреза, не в состоянии более сообщать этому органу ни движения, ни чувствительности”. Поскольку в Александрии уже перестали производить вскрытия человеческих трупов из-за влияния христианства (введенного в качестве государственной религии императором Константином - 306-337гг.), Гален анатомировал животных (обезьян, свиней, копытных и др.).
Учение Галена о болезни носило гуморальный характер и основывалось на представлениях о 4-х главных соках организма: крови, слизи, желтой и черной желчи.
Гален внес большой вклад в развитие фармакологии. До настоящего времени существуют так называемые “галеновы препараты”, получаемые путем обработки природного сырья по методу Галена.
Наряду с естественно-научными позициями значительное место в учении Галена занимали идеалистические воззрения. Исходя из учения Платона о пневме, Гален объяснял все жизненные процессы действием нематериальных сил, образующихся в результате преобразований пневмы. В организме пневма обитает в различных видах: “душевная” пневма - в мозге, “жизненная” пневма - в сердце и “естественная” пневма - в печени. Так, нервы несут “душевную силу”, печень дает крови “естественную силу” и т.д.
Т.о. Гален правильно описывал то, что наблюдал экспериментально, но полученные результаты трактовал идеалистически. В этом и состоит дуализм учения Галена.
В средние века католическая церковь использовала идеалистические стороны учения Галена и связала их с богословием. Так возник галенизм - искаженное, одностороннее понимание учения Галена. Опровержение галенизма и восстановление истинного содержания учения Галена потребовало многих столетий.
Дата добавления: 2015-10-13; просмотров: 5131;