Б) античная философия классического периода.
Подобные представления встречаются у Анаксимандра (ок. 610 - 546 до н. э.), Гераклита (ок. 540 - 483 до н. э.).
Анаксимандр говорит о беспредельном, которое лежит в основе известных стихий.
Приложение 2 к теме 2. Анаксимандр.
Гераклит учит о неизменности закона, организующего изменчивый мир.
Приложение 3 к теме 2.2. Гераклит Эфесский.
Гераклит ставит проблему: утверждая, что в самих вещественных превращениях нет и не может быть ничего постоянного и бессмысленно искать его в каком-то чувственном облике. Постоянен только сам закон превращений, а он может быть достигнут только посредством разума: «Скрытая гармония сильнее явной».
Если первоначала вечно присутствуют и поистине существуют, а многообразие космоса в то же время обусловлено превращениями первоначала, в которых оно исчезает, то это первоначало одновременно и существует, и не существует.
Такой подход, противопоставив закон субстрату, обусловил появление обобщающего термина для всех элементов. Это – «бытие» Парменида (вторая половина 6 - начало 5 в. до н. э.), главы элейской школы.
Приложение 4 к теме 2.2. Парменид Элейский.
Парменид доказывает, что есть лишь бытие, и оно не может быть ничему противопоставлено, поскольку его противоположность – небытие – не существует по определению. Но если небытие не существует, то бытие должно быть единым и неподвижным. Единым, потому что разделять его на части может только небытие, которого нет. Неподвижным, потому что движение предполагает изменение из бытия в небытие, что невозможно.
Систему соответствующих доказательств построил ученик Парменида Зенон Элейский (ок. 490 - 430 до н. э.).
Приложение 5 к теме 2.2. Зенон Элейский.
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 1058;