МЕДИЦИНА ПЕРИОДА РЕСПУБЛИКИ

Период республики начался в 510 г. до н.э. - в год восстания римлян и утверждения республики (лат. res publica - народное дело).

Для медицины этого периода характерно: развитие санитарного законодательства и строительство санитарно-технических сооружений, становление медицинского дела и его государственная регламентация, появление врачей-профессионалов, формирование материалистического направления в медицине.

а) Становление санитарного дела

Наиболее ранним свидетельством внимания граждан Рима к санитарным мероприятиям являются “Законы 12 таблиц” (451-450 гг. до н.э.). Начертанные на медных досках, они были вывешены на центральной площади Рима для всеобщего обозрения. Ряд параграфов касается непосредственно охраны санитарного состояния города Рима.

Так, в таблице 10 определяются правила погребения умерших:

1. Пусть мертвеца не хоронят и не сжигают в городе

5. Пусть костей мертвеца не собирают, чтобы в последствии совершить погребение, за исключением того случая, когда смерть постигла на поле битвы или на чужбине.

9. Закон запрещает без согласия собственника устраивать погребальный костер или могилу на расстоянии ближе чем 60 футов от принадлежащего ему здания.

10. Закон запрещает приобретать по давности место захоронения, а равно и место сожжения трупа.

 

Наблюдение за выполнением этих законов возлагалось на городских чиновников - эдилов, которые следили за строительством, санитарным состоянием города, организацией народных зрелищ.

Законом было запрещено использовать воду реки Тибр в качестве питьевой, поскольку в ее воды попадали все нечистоты по системе клоак. А поскольку подземные источники не могли обеспечить водой всех жителей Рима, в 312г. до н.э. в Риме началось сооружение акведуков (лат. aqua - вода, duco - веду) для подачи чистой воды из горных источников.

Рим, как никакой другой город обильно снабжался водой - до 1000л в день на 1 человека. Акведуки древнего Рима охранялись законом. Контроль за их сетью осуществляло специальное ведомство попечителей водоснабжения. За умышленную порчу водопроводных труб на виновного налагали крупный штраф.

Акведуки не являются изобретением римлян, а были заимствованы во время завоевательных походов на Восток. Так, еще в 7-м в. до н.э. в Ассирии был построен канал Синанхериба длиной 48 км.

 

Колоссальное количество воды в Риме распределялось между императорским дворцом, общественными учреждениями и многочисленными фонтанами, которых было более 600. При этом в частные дома вода не подавалась, в связи с чем, в жилых кварталах не было и канализации (римляне пользовались общественными туалетами, а мусор выбрасывали прямо на улицу). Воду покупали у водовозов или ходили за ней к фонтанам.

В этом плане выгодно отличается хараппская цивилизация древней Индии: в Мохенджо-Даро уже в III тысячелетии до н.э. в каждом доме имелась не только система водоснабжения, но и система канализации.

 

В 3 веке до н.э. в г.Риме были построены первые термы (лат. thermae – горячие бани). К концу периода республики в г.Риме насчитывалось 170 терм, а ко времени заката Римской империи их было около 1000. Пропускная способность римских терм позволяла сотням тысяч людей мыться одновременно.

В термах не только мылись, но и проводили встречи, дискуссии, пиршества, спортивные состязания. Словом, они были своего рода клубами. В термах имелись многочисленные помещения: спортивные залы, раздевалки, горячая, теплая и холодная бани, бассейн, библиотека, залы для пиршеств, бесед и собраний. Пышное убранство терм придавало им сходство с музеями: стены из дорогого мрамора, украшенные росписью, колонны и скульптуры. Многие музеи мира украшают сегодня произведения античного искусства, найденные в римских термах.

В термах производили и лечение средствами, как бы мы сказали, физиотерапии: ванны, душ, массаж, физические упражнения.

 

б) Первые врачи и их положение

В период римской республики появились первые врачи-профессионалы, которыми были рабы из числа военнопленных из Греции, Египта, Малой Азии. Каждый состоятельный римлянин стремился обзавестись рабом-врачом, который лечил его семью, друзей и рабов. Со временем рабовладельцы стали за определенную плату отпускать врачей-рабов на свободные заработки.

Врач-отпущенник по-прежнему обязан был лечить своего бывшего владельца и его семью, а также отдавать ему часть своих доходов. Зачастую врач-отпущенник мог заработать достаточную сумму и выкупить себя из рабства.

В конце III - начале II в. до н.э. в Риме стали появляться свободные врачи - греки. Первым свободным греческим врачом в г.Риме считается Архагат. Начало деятельности (219г. до н.э.) принесло Архагату большую популярность. Однако вскоре проводимые им прижигания и хирургические операции резко изменили отношение римлян к нему - его прозвали “живодером” и перестали к нему обращаться.

Греческая медицина получила признание в г.Риме только спустя несколько столетий, когда Юлий Цезарь в 46г. до н.э. предоставил почетное право римского гражданства как приезжим врачам из Греции, Египта, Малой Азии, так и местным врачам. Позднее, в 337г. император Константин постановил, что врачи освобождаются от всех повинностей. Т.о., в Римской республике стали проявляться элементы государственной регламентации медицинского дела.

 

в) Философские основы медицины древнего Рима

В римском обществе широко распространилась древнегреческая философия. Атомистическое учение древнегреческих философов Левкиппа, Демокрита и Эпикура нашло отражение в трудах римского философа и поэта Лукреция. В своей поэме “О природе вещей” (в 6 книгах) он с точки зрения атомистического учения описывает сложное строение живых организмов и передачу признаков по наследству, вымирание неприспособленных и выживание приспособленных организмов, точно описывает симптомы некоторых заболеваний. Обращая внимание на возможность распространения заразы через воду, пищу и другие предметы, он наметил первые контуры контагиозной концепции передачи заразного начала, которая найдет свое дальнейшее развитие в труде выдающегося итальянского ученого эпохи Возрождения - Джироламо Фракасторо “О контагии, контагиозных болезнях и лечении”.

Передовые взгляды Лукреция оказали большое влияние на Асклепиада (128 - 56гг. до н.э.) - видного греческого врача, практиковавшего в Риме. Он разработал свою систему лечения - “безопасно, быстро и приятно”, которая выгодно отличалась от методов врачевания “живодера” Архагата. Асклепиад был последователем Эрасистрата, который отошел от господствовавшей в то время гуморальной теории и отдавал предпочтение твердым частицам тела. В учении Асклепиада объединились оба представления о причинах болезней: гуморальное и зарождающееся солидарное (лат. solidus - твердый).

Основными причинами болезней Асклепиад считал:

1) стагнацию, т.е. застой твердых частиц в порах и каналах тела;

2) расстройство движения соков и пневмы.

Поэтому Асклепиад придавал большое значение правильному потоотделению и дыханию кожных покровов. Его лечение состояло из диеты, соблюдения чистоты кожи, водолечения, массажа, ванн и постоянного движения (ходьба пешком, езда верхом на лошади, путешествия в коляске и т.д.). Парализованных он рекомендовал носить на коврах и раскачивать, чтобы расширить поры и привести в движение застоявшиеся частицы. Медикаменты Асклепиад назначал редко и считал, что человек, имеющий достаточные познания в медицине, никогда не заболеет. Сам он был первым примером этому - никогда не болел и умер в глубокой старости в результате несчастного случая.








Дата добавления: 2015-10-13; просмотров: 5426;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.