Тема 8. Геоэкономические аспекты регионализма
1. Основные подходы к определению регионализма
2. Модель глобального мироустройства
3. Прогнозы развития геоэкономических регионов
4. "Российский проект" в геоэкономике
1. Основные подходы к определению регионализма
Геоэкономический подход в системе знаний о развитии глобального мира подразумевает пересмотр многих традиционных геополитических проблем. Среди них особое значение имеет регионализм, сущность которого рассматривается в различных аспектах (рис. 1).
Рис.1
В действительности различные типы регионализма одновременно и конкурируют, и взаимно дополняют друг друга, формируя при определенном соотношении сил два фактора, в той или иной степени препятствующих развитию глобализации. Первый — интегративный, или ассоциативный, регионализм представляет собой тенденцию объединения соседних территорий по экономическим, культурным, политическим или военным соображениям. При этом создание интегрированных образований может осуществляться по параллелям (между странами с одинаковым уровнем развития) или по меридианам — когда богатый регион объединяется с развивающимся. Позывы к региональной интеграции являются составной частью общемировой тенденции создания наднациональных политических институтов, интеграции национальных рынков и стирания торговых барьеров. Второй — диссоциативный регионализм тесно соприкасается с такими понятиями, как децентрализация, территориальная идентичность, локализм, региональная автономия и проч.
Таким образом, регионализм становится важнейшим фактором внутренней и внешней политики, обусловленным возрастанием роли функций места и социального времени в условиях глобализации. В рамках такого понимания регионализм следует рассматривать как деятельность регионов, направленную на расширение их прав, практическое использование возможностей и преимуществ, вытекающих из территориального деления современного общества, на оптимизацию условий для более рационального перераспределения полномочий и ресурсов региона.
Геоэкономический подход к регионализму основывается на новом качестве процессов общественного развития, при котором объединение территорий связано не с территориальным принципом, а с межанклавным разделением труда с учетом конкурентных преимуществ и недостатков. В результате происходит формирование новой системы мирового хозяйствования, в рамках которой складывается несколько социально-экономических ареалов, возникающих на основе структурообразующих алгоритмов построения хозяйственной практики и фундаментальных конкурентных преимуществ, реализуемых в системе мирового разделения труда и, как следствие, обладающих собственной системой политических и экономических приоритетов.
Основой формирования такой системы становится геоэкономический регионализм, представляющий членение геоэкономического пространства в зависимости от сложившейся специализации тех или иных регионов мира на определенных видах деятельности.
Критерии такого деления могут быть различны. В конце XX в. идея геоэкономического регионализма тесно связывалась с развитием региональных экономических организаций (зон свободной торговли, таможенных союзов и т. д.). В качестве примера можно привести европейское строительство, начатое в 1950-х годах; Североамериканскую ассоциацию свободной торговли, включающую США, Канаду и Мексику; МЕРКОСУР, куда вошли Бразилия, Аргентина, Парагвай и Уругвай и др. Развитие идей геоэкономического пространства привело к формированию понятия геоэкономического региона, анализу которого посвящены многочисленные работы А. Неклессы. Согласно его позиции геоэкономические регионы —это специализированные сегменты: самобытные большие пространства, мозаика которых объединена культурно-историческими кодами, стилем хозяйственной деятельности, социально-экономическими замыслами и стратегическим целеполаганием. Их границы заметно отличаются от четких линий административно-государственных разграничений, проявляясь в "ползучем суверенитете множащихся зон национальных интересов и региональной безопасности"1. В отличие от геополитических регионов геоэкономические регионы имеют надтерриториальный характер, поэтому геополитический и геоэкономический модули пространства не совпадают: "экономика меняет внутреннее содержание, ей тесно в рамках прежних смысловых конструкций. Она начинает проявлять себя не только как способ хозяйствования, но и как доминирующая система управления обществом: как политика и даже идеология наступающей эпохи, становясь, по сути, новой властной системой координат... В результате привычные геополитические императивы почтительно уступают место реалиям геоэкономическим". Изменение императивов развития с территориальных (геополитический модуль) на финансово-экономические в интерпретации А. Неклессы отражает рис. 2.
Происходящие изменения фиксируют и цели государств, которые уже не связываются с завоеванием территорий или с прямым подчинением экономического пространства противника. Наступательная стратегия лидеров глобализации нацелена на навязывание партнерам своих геоэкономических интересов и приоритетов на мировой арене. Геоэкономическая конкуренция между государствами и регионами, принимающая различные формы геоэкономических войн и прикрывающаяся лозунгами регионализма, приводит к столкновению стилей и форм хозяйствования этноэкономических систем, обострению отношений между региональными сообществами, перегруппировке полюсов и центров силы разных уровней.
В результате всех этих действий происходят подвижки в глобальном мироустройстве, замена прежней национально-государственной модели иерархичной конструкцией геоэкономических регионов.
Дата добавления: 2015-10-13; просмотров: 3045;