Подразумевая культуру в целом как феномен, мы можем выделить ее некоторые общие признаки.
Во-первых, культура — это «вторая природа». Именно так определил ее античный философ Демокрит. Верно ли такое определение? В самом общем виде, безусловно, верно.
Культура есть «вторичная, искусственная среда», которую человек «наслаивает» на природу. Эта среда включает в себя язык, обычаи, идеи, верования, привычки, социальную организацию, технологические процессы, системы оценок и многое другое, что называют «социальным наследием». Оно составляет то, что человек проносит сквозь века.
Второй признак культуры — ее неразрывная связь с жизнью человека в обществе: она всегда социальна. Люди могут пользоваться культурой по-разному, каждый человек, народ — по-своему. Они могут изменять элементы этой культуры, но все, чем они пользуются и что изменяют, по своей природе социально.
Было бы неверно сказать, будто культура есть достояние одного человека, пусть даже самого образованного, нравственного или безмерно богатого. Она выступает как самостоятельный автономный феномен только тогда, когда выражает накопление и обобщение социального опыта коллективной жизни.
Культура это общественное достояние, которое люди получают и передают дальше. То, что является сугубо частным делом, что не входит в социальную жизнь и не ведет от нее свое происхождение, не является частью культуры. Хотя надо сразу подчеркнуть, что указать на такие, «некультурные», феномены практически невозможно. Ведь даже частная, интимная жизнь людей социально обусловлена.
В той же мере можно говорить и об обратной зависимости социальной жизни от культуры. Социальная жизнь всегда культурна по своему характеру. Невозможны общественные связи, которые лишены культурного содержания и целиком и полностью основаны на природных законах. Культура и социальное бытие людей идут рука об руку.
Далее. Культура является человеческим достижением. Философы отличают ее от природы, видя в ней свидетельство человеческих усилий и результат целенаправленного труда. Река — это природа, канал — культура; кусок кварца — природа, наконечник стрелы - культура; стон — природен, слово — достояние культуры; запах — природа, аромат и духи — культура...
Приведем еще пример, показывающий, как над природным рождается культура. Вот камень. Он отломился от скалы, упал и лежит в долине. Это природный объект. Первобытный человек поднял с земли этот камень и привязал к палке. Так родилось орудие охоты или какого-то другого вида труда.
Древние орудия из камня уже не были простыми естественными предметами. Им придавалась определенная форма, которая диктовалась разумом и деятельностью человека. Так рождалась культура.
Человек — единственный из всех живых существ обладает «традицией». Он ничего и никогда не начинает «сначала», а вбирает в себя культурное достояние предшественников и «воплощается» в нем, чтобы идти вперед уже с помощью собственного опыта. Изготовление орудий из камня или других материалов не является единственным историко-культурным критерием, отличающим человека от животного. Не менее важным критерием было и использование огня.
Итак, культура — «вторая природа», она всегда социальна, является человеческим достоянием. Но это лишь часть философского определения культуры.
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 1686;