Определение культуры
В XIX в. в общественном сознании родилась иная идея: человеческая природа может раскрываться в разных культурах по-разному.
Множество культур на Земле вовсе не означает, что они повторяют друг друга. Это совершенно различные культурные космосы. В культурах — разные ценностные ориентации, разные способы постижения мира, разные картины сущего. Относительно целостный феномен — культура — на самом деле существует во множестве вариантов.
Обычно исследователи, пытаясь дать определение культуры, ссылаются на тот факт, что единого, «окончательного» постижения культуры не сложилось. Приводятся ссылки, показывающие, что можно дать самые различные, порой совершенно не совпадающие определения культуры. Едва ли не у каждого исследователя есть собственная формула культуры. Что это означает?
Именно то, что мы уже отметили: культура многолика, многогранна, и каждый исследователь, подойдя к ее определению, вполне естественно, заостряет свое внимание на какой-то одной ее грани, стороне, ветви...
Между тем культура — это совокупный духовный опыт человечества. Все, что создано людьми, вошло в арсенал, культуры. Естественно, что охватить исследовательским взором все богатство человеческих свершений не представляется возможным. Каждый философ культуры берет из огромного духовного наследия то, что кажется ему главным. На этом базируются различия в определении культуры, с которыми мы сталкиваемся постоянно.
Второе обстоятельство, которое явно смущает философов культуры, приступающих к определению культуры, — это многообразие самих культур. И когда их начинают сравнивать, то создается впечатление, будто речь идет о совершенно разных культурных космосах. Действительно, культура древних ацтеков не похожа на древнекитайскую, египетская культура отличается от античной. Сегодня на Земле можно выделить множество локальных (местных) культур. Они разнятся и по тайне своего происхождения, и по традициям, и по внутренним особенностям.
Так можно ли дать единое определение культуры, если на самом деле их огромное множество?
Некоторые философы культуры, скажем, Николай Яковлевич Данилевский (1822—1885) или Освальд Шпенглер полагали, что нет нужды в обобщающем определении культуры как феномена, поскольку мы имеем на Земле многообразие различных культурных миров.
B.C. Соловьев, напротив, настаивал на том, что такое итоговое определение культуры просто необходимо, без него нельзя понять и локальные культуры. Иначе получается, будто есть «снега», но нет «снега»...
Наконец, исследователи, работающие в разных областях знания, подходят к культуре как узкие специалисты. Философы пытаются дать философское определение культуры, социологи — социологическое, историки — историческое, антропологи — антропологическое. Позиции у них, безусловно, разные. С точки зрения философа, культура — это философская проблема.
Проблема культуры — проблема вечная, неустранимая для философа. Беспрестанно развивающаяся, она в каждую эпоху новая. Поэтому, считают многие философы, дать окончательное определение культуры невозможно. В противном случае культура станет нефилософской проблемой.
Этнографы озабочены описанием различных культур. Общее их волнует меньше. Семиотики — специалисты по знаковым системам — стараются выяснить некоторые структуры культуры. Такой перечень подходов можно представить как практически неисчерпаемый...
Культура — «вторая природа»
Структура культуры — совокупность устойчивых внутренних и внешних связей культуры, обеспечивающих ее целостность.
Когда мы говорим здесь в рамках философских рассуждений о культуре, то имеем в виду не культуру определенного общества, скажем, культуру греко-римскую, средневековую или современную западную.
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 720;