Мировоззрение, его виды и формы
Внутренний (духовный) мир человека – создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.
Структура внутреннего мира:
- познание (интеллект) - потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни – формирует интеллект человека, т.е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.
- эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд и т.д.)
- чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.)
- мировоззрение
- направленность личности
Мировоззрение – система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем.
Структура мировоззрения:
- знания,
- принципы,
- идеи,
- убеждения,
- идеалы,
- духовные ценности
Пути формирования мировоззрения:
- стихийный,
- осознанный.
Классификация мировоззрения по эмоциональной окраске:
- оптимистическое и
- пессимистическое;
Основные типы мировоззрения:
- обыденное (житейское),
- религиозное,
- научное.
Мировоззрение дает человеку:
- ориентиры и цели,
- методы познания и деятельности,
- истинные ценности жизни и культуры.
Особенности мировоззрения:
- всегда исторично (различно в разные исторические этапы становления общества);
- тесно связано с убеждениями.
Убеждения – устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы, стремление.
Типы мировоззрения:
1. Обыденное (или житейское) – является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей
2. Религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни. Основа – религиозные течения (буддизм, христианство, ислам)
3. Научное – теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания.
Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека:
- дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности;
- позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности;
- дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.
Менталитет – совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.
Одна из важнейших философских проблем – это смысл человеческой жизни. Мыслители рассматривали этот вопрос и с позиций научного знания, и для того, чтобы познать самих себя. Человек является объектом исследования в медицине, биологии, психологии, лингвистике, истории.
В чем специфика философского отношения к человеку? Для философии характерна самообращенность, всматривание и вслушивание человека в самого себя.
В истории философии развиваются два подхода к изучению человека:
- анализ взаимоотношения бытия человека с внешним объективным миром и
- постижение внутреннего духовного мира человека.
Раздел философии, изучающий человека, называется философской антропологией.
Философская антропология в широком смысле означает учение о природе и сущности человека, в узком смысле – это современная философская школа (М. Шелер, А. Гелен, Г. Плесснер), которая сочетает в себе научное и ценностное видение проблем человека.
Задача философской антропологии - поиск ответов на вопросы:
- «Что такое человек?»,
- «В чем смысл его существования?»
Она выдвигает программу познания человека во всей его полноте. Основатель этой школы немецкий философ М. Шелер говорил,
Приложение 1 к теме 4.3. Макс Шелер.
что философская антропология это «базисная наука о сущности и сущностном строении человека; о его отношении к различным сферам природы и основе всех вещей; о его сущностном происхождении и его физическом, психическом и духовном начале в мире, о силах, которые движут им, об основных направлениях его биологического, психического, духовно-исторического и социального развития, а также о сущностных возможностях этого развития и о действительности этих возможностей».
Смысл человеческого бытия проявляется через соотнесение человека с другими формами органического мира.
М. Шелер убежден, что человек – естественный человек есть животное. Он не развился из животного царства, а был, есть и всегда остается животным.
Однако между человеком и остальным животным миром, по мнению М. Шелера, имеется существенное различие. Это различие обусловлено наличием у человека духа. Животные ограничены средой обитания, дух же человека преодолевает ограничения среды и выходит в открытый мир, осознавая его именно как мир.
Таким образом, сущностная особенность человека связывается М. Шелером с его онтологической свободой.
В силу этой свободы дух способен постичь качественное бытие предметов в их объективном бытии. Поэтому человеческий дух предстает как объективность.
Из этих базовых качеств человеческого духа вырастают такие его составляющие, как
- способность к интеллектуальному познанию («априорное видение») и
- эмоционально-чувственное отношение к миру (любовь).
Отметим, что на фоне вышесказанного, отмеченная точка зрения лишь одна из многих, которая приведена в качестве примера.
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 2804;