Проблема человека обострилась в период, когда стало меняться прежнее представление о мироустройстве.
Этот вопрос стал центральным для ряда философских и религиозных направлений XIX – XX вв. (Ницше, Ясперс, Сартр и др.).
Приложение 5 к теме 4.3. Карл Теодор Ясперс.
По их мнению, бытие человека изначально противоречиво, неоднозначно. В мире, который стал для него враждебным, наступает кризис человеческой культуры во многих сферах его бытия.
В учении Ницше, как в любом серьезном нравственно-философском исследовании, есть много идей ценных и для нашего времени.
Приложение 6 к теме 4.3. Фридрих Ницше.
1. Прежде всего, это яркая критика мещанства.
Никто до и после Ницше с такой прозорливостью не смог предвидеть всю опасность общества маленьких, серых, покорных людей.
2. Это и неприятие социальной системы, построенной либо на безмерном подчинении какой-либо одной идеологии, либо на принципах утилитаризма и прагматизма, где обесценено главное – личность, ее индивидуальность и неповторимость.
Многие понятия нравственного учения Ницше вошли в философскую науку и в наш обыденный язык: «переоценка ценностей», «Сверхчеловек».
Ницше верил в возможности самого человека – единственного творца и самого себя, и своей истории.
По Ясперсу, человеком движут удивление, сомнение, чувство потерянности в мире, коммуникация, собственное бессилие. Отдельный человек сам по себе не может стать человеком, его сознание реально только в коммуникации с другим самобытием.
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 628;