Особенности предмета и метода философии
С момента своего возникновения философия была призвана дать человеку систему общих знаний о мире, обществе и о нем самом. Само понятие философия отражает специфику философского знания. В переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости». Мудрость символизирует синтез интеллектуального и нравственного совершенства, стремление проникнуть в сущность вещей, размышление над всеобщими и вечными проблемами. Термин впервые употребляется древнегреческим математиком и философом Пифагором (580-500), а интерпретация и закрепление термина связывается с Платоном (427-347).
Можно выделить следующие трактовки философии с точки зрения критерия научности: сверхнаука (наука наук), наука, методология науки, ненаука. Понимание философии как науки является идеей классической философии. Для нее же характерно понимание философии как науки наук. Диалектический материализм отвергает эту претензию и характеризует философию как специфическую науку, одной из задач которой является систематизация и разработка научного мировоззрения.
Сциентистская идея о том, что «наука сама себе философия» формируется с отделением науки от философии в Новое время. Здесь философия не имеет отношения к решению онтологических (мировоззренческих) проблем, а ее задачи ограничиваются анализом научного знания. Сциентизм отрицает самостоятельность и специфику философских методов по отношению к специально-научному знанию.
Антисциентизм признает специфичность философии, но рассматривает ее как принципиально отличную от науки форму знания, к которой неприменим принцип объективности познания. Общим для сциентизма и антисциентизма является отрицание философии как науки, формы научного мировоззрения.
Сторонники научности философии характеризуют философию как научную дисциплину с соответствующими признаками. Их наиболее последовательные оппоненты трактуют философию как форму самовыражения человека без всякого отношения к истине и логике: каждый философ – своя философия. Для них характерно простое и понятное отождествлять с примитивным и ограниченным.
Проблема научности философии связана с особенностями ее предмета и метода. Философия по своему методу является наукой, так как стремится к рациональной реконструкции мира, т.е., подобно науке, к доказательству, логической непротиворечивости и завершенности своих концепций, а по предмету – ненаука, так как не имеет собственного эмпирического уровня знания. Методы научного познания находятся в жесткой зависимости от изучаемого предмета, что проявляется в нормативности и конкретности этих методов. Предельная абстрактность предмета философии обусловливает отличие философского метода от научного, в основе которого, помимо логического, лежит практическое доказательство.
Предмет частных наук – законы фрагментарных области бытия. Философия не имеет такого ограничения. Предмет философии характерен не только для части, но и для целого. Философия ищет общие ответы на проблемы, поэтому предметомфилософии является всеобщее, мир как целое. Отдельные объекты рассматриваются как часть этого целого.
Философия как специфический способ познания всеобщего сориентирована на выявление системы всеобщих принципов бытия. Философский анализ развертывается в сфере общих категорий, и, по выражению Х.Гадамера (1900-2002), есть «история понятий».
Особенностью предмета философии является трансцендентальность, т.е. сверхопытность, невозможность строгого опредмечивания, непосредственного изучения. Философия изучает вечные проблемы, которые требуют непрерывного переосмысления. По выражению И.Канта (1724-1804), философия является наукой о последних целях человеческого разума. Например. Почему мир существует? Есть ли небытие? Развивается ли мир? Познаваем ли мир? Что такое движение вообще? Возможно ли справедливое общество? В чем смысл жизни?
Предметом науки является сфера действительности, находящаяся в пределах опыта, эксперимента. Предмет философии хотя и выходит за рамки наличного опыта, но все же остается в сфере познания – это предельные основания любых областей познания и деятельности человека. Предмет религии по определению есть предмет веры, так как вообще находится за границами опыта и рационального познания (чудо - признак истинности учения). Эта его особенность называется трансцендентностью.
Философия опирается на различные формы духовного освоения мира, осмысливает в своих категориях мировоззренческие идеи, рожденные научным, нравственным или художественным сознанием. Философия выявляет и доводит до предела исторически возникающие способы мышления, освобождает их от эмпирического материала, выявляя их «чистую форму», логику. В разные эпохи предметом философии выступали такие аспекты системы мир-человек как: человек-Космос (античная философия), человек-Бог (средневековая философия), человек-Природа (философия эпохи Возрождения и Нового времени), человек-Бытие (современная философия).
Предмет философии по своему смыслу равен всей совокупности человеческих знаний, что выражается в следующих проблемах.
Основные философские проблемы:
-взаимосвязь бытия и небытия, проблема существования мира;
-всеобщие свойства действительности и закономерности ее развития;
-соотношение материи и сознания, материальных и духовных явлений;
-общие закономерности познавательной деятельности;
-сущность, закономерности и цель развития человеческого общества;
-происхождение, сущность и смысл жизни человека;
-высшие человеческие ценности.
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 1211;