Восточная философия
Философия возникла в VI веке до нашей эры одновременно в нескольких цивилизациях: в Древней Греции, являющейся культурным центром цивилизации западного типа, в Древней Индии и Древнем Китае, являющимися культурными центрами цивилизации восточного типа. Это совпадение социально обусловлено. Философия возникла в период классового расслоения, перехода патриархального общества к экономически более развитому рабовладельческому. В этот период произошло отделение умственного труда от физического.
Западная и восточная философия являются антиподами философского мышления. Тем не менее, западная философия не развивалась изолированно – она впитывала мудрость Древнего Востока, культура которого уходит в более глубокую древность, где происходило становление цивилизации (формировалась письменность, зачатки наук о природе и собственно философские воззрения). Это относится к таким древним странам, как Ливия, Египет, Вавилон и Персия. Имело место и влияние более отдаленных стран Востока – Древнего Китая и Индии.
Средневековая арабская философия до XV века в основных чертах сходна с западной философией, наряду с византийской является связующим звеном между древнегреческой и средневековой европейской философией. Поэтому под восточной философией понимается в основном философия Древней Индии (индуизм и буддизм) и Древнего Китая (даосизм, конфуцианство и моизм).
Выделяют следующие подходы к восточной философии.
1) Восточная философия - предфилософия, так как не сумела оторваться от мифологии, поэтому о ней следует говорить лишь как о религиозно-философском мировоззрении. Западная философия является эталоном философии, высшим этапом развития философии, так как сумела перейти от образного к понятийному типу мышления.
Отличие западной философии от восточной состоит в том, что она становится с развитием все более умозрительной, абстрактной. И, наоборот, за тысячи лет восточная философия не продвинулась вперед в понимании бытия, так как в передаче древних знаний заключается смысл почти всех философских учений Древнего Востока.
Традиционализм, направленность восточной философии в прошлое (комментирование первоисточников), роднит ее с религией: чем древнее знания, тем истиннее. Западная философия в своей основе имеет материалистический фундамент, направлена на получение нового, более полного и точного знания.
2) Восточная философия является сверхфилософией, так как опирается не на рациональное, а на интуитивное постижение мира.
Основными чертами восточной философии являются природоцентризми иррационализм.
Принцип природоцентризма подразумевает самоценность природы и невмешательство человека в природу: природа гармонична и сама знает, что делает. Восток не противопоставляет природу и общество: человек должен жить в гармонии с природой, а не подчинять ее своим целям. В индуизме, например, человек является частью развивающейся Вселенной и должен изменять не мир, а себя: совершенствуя себя духовно, человек совершенствует Вселенную.
Принцип иррационализма на Востоке означает, что сущность вещей недоступна разуму, который искажает истину. Что формулируется, не соответствует действительности. Понятия относительны: бытие и небытие, добро и зло, жизнь и смерть (жизнь – часть смерти, смерть – часть жизни). Согласно даосизму «знающий не говорит, говорящий не знает». О рациональной невыразимости Дао (основе и сущности бытия в китайской философии) говорится: «Дао неопределенно и не имеет имени; пусто, но благодаря Дао все существует и не переполняется».
Во-вторых, истину следует искать в себе, а не во вне. Не активная сознательная деятельность, а безличное созерцание. Правильный путь познания – недеяние (против естественности), отключение сознания, сверхчувственное слияние с миром, самосовершенствование путем медитативного выхода за пределы сознания. Такому пониманию мира наиболее соответствует не понятийное, а символическое восприятие действительности. Истина не доказывается, а ощущается.
Выдающиеся мыслители: Будда (567-488), Конфуций (551-479), основатель даосизма – Лаоцзы (6-4? вв. до н.э.), реформатор индуизма - Рамакришна (1834-1886).
Восточный тип религии также отличается от западного. Восточная религия – это пантеистическое учение, а не совокупность представлений о богах, требующих от человека послушания и распределяющих души между раем и адом. В индуизме, например, происходит циклическое рождение и уничтожение Космоса из Хаоса. Вместе с Космосом происходит рождение и уничтожение главных Богов и Бога-отца Брахмы.
Основатель буддизма вообще отвергал существование Бога-отца, а целью учения провозгласил уход от жизни (страданий), достижение прозрения, состояния невозмутимости духа - нирваны (отрешенности от бытия, бессознательного сознания, антиразума). Человек, участвуя в бесконечном цикле метаморфоз и совершенствуя свои способности, может стать Буддой – манифестацией жизненной силы мироздания. Достигнув состояния нирваны, человек сам становится подобен Богу, обладателем неограниченных сил и способностей, может жить в человеческом облике столько, сколько существует материальный мир.
В религиозных учениях Китая отношения Бог - человек отходят на задний план. В даосизме Дао рассматривается как естественный путь вещей. В конфуцианстве Небо является безличным, божественно-натуралистичным началом. Смысл человеческого существования по Конфуцию (551-479) - утверждение в Поднебесной всеобщей формы социально-этического порядка (жить по правилам).
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 12241;