Лекция 17. ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ
Взаимосвязь общества и природы предельно очевидна. Общественная разумная жизнь появляется во Вселенной, на планете Земля. Общество живет в природе и за счет природы. Общество и человек – феномены природного мира, только особым образом организованные. Так что нет абсолютного разрыва между природой и обществом. Более того, проблемы сохранения общества, цивилизации разрешимы в тесном взаимодействии с Природой.
Во всех исторических процессах, начиная от первобытных людей и кончая жизнью современного человечества, природные и социальные факторы постоянно соприкасались и взаимодействовали. Безусловно, переход от природы к социуму есть качественный скачок в существовании единой субстанции. Это переход от неосознанной природы к природе, наделенной осознающим разумом. Но в качестве общественного и разумного существа человек не утрачивает своей естественно-физической связи со Вселенной. Взаимодействие человека как «сгустка сил природы» и самой природы происходит в процессе физико-биологической жизнедеятельности человеческого организма, в ходе общественного труда и духовно-мыслительной деятельности.
Отношение общества, человека к природе носит общественный характер, т. е. это отношение дано в форме производства и воспроизводства общественной жизни, действительной жизни людей. Сама природа функционирует здесь в той мере, в какой человек является общественным существом, как проявление его человеческой, общественной сущности. Вне культуры нет отношения человека к природе. Только в рамках культуры могли возникнуть такие сложные мировоззренческие проблемы, как соотношение природы и общества, тела и духа, микрокосма и макрокосма.
Исходными пунктами анализа взаимодействия природы и общества являются географическая среда, труд как процесс целесообразного взаимодействия человека на природу и природопользование как целенаправленное использование сил и объектов природы для удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей. Географическая среда – земная природа, включенная в сферу человеческой деятельности и составляющая необходимое условие жизнедеятельности общества. Термин «географическая среда» был введен в социальную философию и географию Э. Реклю и Л.М. Мечниковым, часто является синонимом понятия «биосфера».
Разнообразие географической среды влияет на общественное разделение труда (земледелие, скотоводство и др.), на развитие различных отраслей производства (в зависимости от доступных источников энергии, полезных ископаемых и т. д.), на темпы развития общества (например, использование Англией морских коммуникаций) и даже на социально-психологические черты и характер народа (естественные просторы России – на характер русских, а экстремальные природные условия Японии – на черты японской нации).
В XIX–XX веках понятие географической среды в какой-то мере адекватно отражало суть взаимодействия общества и природы. Но с выходом человека в Космос и учетом зависимости земной жизни космических сил можно говорить о широкой природной среде общества, о комплексном взаимодействии, коэволюции природы и общества. Человечество, как и каждый человеческий организм, существует в системе Природы. Наша жизнь в значительной мере, чем мы это думали, зависит от явлений и процессов космической жизни.
Обратимся к историческим типам взаимодействия общества и природы. Первый – это присваивающий тип, основанный на присвоении даров природы, в рамках присваивающего хозяйства. Второй – тип производственный, основанный на аграрной экономике, индустриальном производстве. Третий – тип разумно-управленческий, экологический, он же – современный. Существование современного общества, мировой цивилизации возможно лишь в рамках строго заданных нагрузок на природу, допустимых мерах эксплуатации природных комплексов. Если в прошлом главным был вопрос о состоянии земельных ресурсов, то теперь поле антропогенных нагрузок охватывает водные ресурсы, воздушную среду, леса, почвы, животный мир, озоновый слой Земли, Мировой океан, климат. Давление человеческой цивилизации на природные системы Земли возросло колоссально. Новый тип взаимодействия общества и природы возник в связи с угрозой экологических катастроф. Отсюда – размах природоохранительной, экологической деятельности и управления взаимоотношений с природой в разумных пределах.
Социальная философия призвана дать оценку мировоззренческих и научных концепций взаимосвязи природы и общества. Проанализируем некоторые из них.
Русский космизм. Русский космизм (Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский, В.И. Вернадский, современные российские ученые – В.П. Казначеев. Е.А. Спирин и др.) можно определить как универсальное мировоззрение, выражающее единство Космоса, социальной жизни и человеческого разума. Развитие русского космизма стимулировалось философией всеединства Вл. Соловьева. Человеческая жизнь и разум (в этом их смысл!) должны принимать положительное участие в становлении Универсума, социального и природного мира. В своей философии «общего дела» Н.Ф. Федоров пытался сочетать естественнонаучный натурализм (веру в безграничную силу науки, способность человека регулировать силы природы) с христианским учением о Спасении и Воскресении мертвых. Религиозно-мистические мотивы единства Бога и человека, общества и природы переплетались с превознесением науки и техники и их роли в спасении человечества. П.А. Флоренский прямо подчеркивает, что единое смысловое целоевоплощается и в природе, и обществе. Космос, материя пронизаны духом и жизнью. «Вся природа оживлена, вся жива в целом и частях. Все связано тайными узами между собой, все души вместе друг с другом». П.А. Флоренский приходит к мысли об особой части вещества (на современном языке мы бы сказали «информация»), вовлеченном в круговорот культуры или, точнее, в круговорот духа.
Ноосферная теория В.И. Вернадского (1863–1945).Ученый обратил внимание на усиление антропогенного влияния на биосферу (оно связано с организованным трудом, познанием, техникой, разумом). Человечество становится геологическим фактором Планеты. Над биосферой и социосферой надстраивается сфера разума («ноосфера»). «Ноосфера» – это высокоорганизованная, управляемая социальная жизнь в ее связях с природой, Космосом.
Христокосмическая концепция П. Тейяра де Шардена (1381–1955).Ноосферные идеи развивал ученый-антрополог и теолог Тейяр де Шарден в своих книгах «Божественная среда» (1927) и «Феномен человека» (1948). С возникновением человека, общества наряду с биосферой появляется ноосфера с ее феноменами – мыслью, духом, личностью, единством индивидуальностей и т. д. Подобно слиянию одноклеточных животных в организме, произойдет духовное объединение человечества в некоей Сверхжизни и Сверхчеловечестве. Развитие науки, техники, социальных систем ведет к этой высшей духовной точке. Все Мировое Единое движется к Духу. На пути этой духовной эволюции сглаживаются противоречил между природой и обществом.
Космо-социальные идеи К.Э. Циолковского и А.И. Чижевского (1897–1964).Современное человечество так или иначе выйдет в Космос, социальная жизнь должна сообразоваться с законами Космоса, «космической этикой». С неиссякаемым энтузиазмом К.Э. Циолковский набрасывает общие принципы социальной и космической жизни. Л.И. Чижевский также стремится раскрыть взаимосвязь космических и исторических процессов. В своих работах «Астрономия, физиология и история» (1921) . «Физические факторы исторического процесса» (1924), «Земное эхо солнечных бурь» он стремился доказать зависимость человеческой истории от астрофизических факторов. Политическая власть должна знать состояние солнца в любой момент. Крупные общественные события и движения совпадают с происхождением больших солнечных пятен. Успокоилась природа Солнца и Земли – успокоились народы. Частота преступлений и эпидемий на земле зависит от циклов солнечной активности.
Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева.Она изложена в трудах ученого «Этногенез и биосфера Земли» (1990), «Этносфера», «История людей и история природы» (1993) и др. Главная доминанта жизни движения этноса (народа) – биоэнергетическая. Она определяет совершаемую этносами работу – миграцию, природопользование, военную, экономическую и др. деятельность, словом, волны социальной жизни. Волны социальной активности, «разогрева» этноса обуславливаются пассионарными толчками, имеющими космическое происхождение (жесткое излучение из Космоса). Для понимания сущности и социодинамики этноса важно понятие пассионарности (активность, стремление к цели, сверхнапряжению, жертвенности). Люди-пассионарии вроде А. Невского, Сергия Радонежского и др., увлекают остальную массу этноса. История любого этноса складывается по схеме: толчок – подъем – перегрев – упадок – затухание. Длительность жизни этноса – 1200 лет; этот срок является постоянным. Никакими земными причинами социодинамику жизни этноса Гумилев не объясняет. Многими эта концепция воспринята как раскрытие загадки взаимоотношений биологического, космического и социального. Однако нетрудно заметить, что эта концепция ищет причины социальных процессов и катаклизмов вне общества. Если в результате революций и войн массовых движений гибнет цивилизация, великолепная природа, культура и приносятся колоссальные человеческие жертвы, то это от людей не зависит. Действует мол Космический фактор! Но несмотря на космическое воздействие, обеспечивающее те или иные формы пассионарной энергии, инициаторами социальных процессов являются люди, социальные группы, сами народы с их жизненными потребностями.
Совокупность концепций единства природы и общества должна повлиять на осмысление современной экологической ситуации, на поиск путей выхода из нее. Взаимодействие общества и природы на современном этапе можно трактовать как экологический кризис – катастрофическое нарушение равновесия в системе «общество–природа», дальнейшее обострение противоречий между обществом и природой. Основными причинами экологического кризиса являются следующие процессы: машинизация и химизация отраслей народного хозяйства, безудержное потребление ресурсов природы, глобальная автомобилизация, преобладание в производстве экологически грязных технологий и т. д. Крупномасштабные загрязнения природной среды приводят к «парниковому эффекту», «озоновым дырам» и другим опасным явлениям для жизни человечества.
Определенный выход из экологического кризиса указали ученые Римского клуба (А. Печчеи, Д. Медоуз и др.) своей концепцией «пределов роста».Современная технико-экономическая экспансия общества на природу не может, по мнению ученых, быть беспредельной. Природные ресурсы не успевают восстанавливаться. Нужно перейти от общества экспансии к экологическому обществу (сохраняющему природу). В этой связи упор ставится на возобновляющиеся источники энергии, утилизацию отходов в экономической деятельности, создание безотходного производства, использование «чистых энергий природы» (Солнца, водной и ветряной энергии). По мнению этих ученых, научно-техническое взаимодействие общества и природы должно быть предельно окультивировано. Проблема взаимосвязи природы и общества является чисто культурной проблемой. Культура – это и современное философское мышление, мировоззрение, новое экологическое сознание, этические основы жизни народов и мирового сообщества.
Выход из экологического кризиса – возвращение «назад к природе», но на современном уровне, т. е. на основе энерго- и ресурсосберегающих, экологически чистых технологий, демилитаризации общества и роста экологической культуры и культуры общества в целом.
Современный человек должен осознать, что его социальная, материальная и духовная жизнь всесторонне зависят от сохранности природы в самом широком смысле этого слова.
Контрольные вопросы
1. Каковы особенности философского подхода к изучению природы?
2. Дайте определение понятия географической среды?
3. Каковы исторические типы взаимодействия общества и природы?
4. Какие имеются философские и научные теории взаимосвязи природы и общества?
5. Что такое «ноосфера»?
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 1835;