Особенности, условия и факторы развития географии в СССР
Становление и развитие географической науки в России после Октябрьской революции и затем в СССР определялось воздействием новых условий и социально-экономических проблем, преемственностью между дореволюционной географией и географией советского периода, влиянием марксистско-ленинской идеологии и методологии. Это был сложный и противоречивый процесс, который характеризовался, с одной стороны, сочетанием традиций и новаторства, с другой, - торможением целого ряда направлений науки (политическая география, социальная география, геодемография и др.).
Следует обратить внимание и на главные темы дискуссий в географической науке советского периода, имевших значительные теоретические и практические последствия. Особенно оживленной была дискуссия о "единой" географии, продолжавшаяся несколько десятилетий. Ее сущность заключалась в решении вопроса о влиянии закономерностей природы и общества на развитие географической среды, а также о взаимоотношении между физической и экономической географиями в системе географических наук. В конечном счете к середине 70-х гг. подавляющее большинство географов пришло к выводу о единстве всех географических наук, о чрезвычайной важности географического синтеза, комплексных, междисциплинарных исследований.
Октябрьская революция, повлиявшая на все сферы бытия и мышления людей огромной страны, не могла не отразиться и на географии. Это влияние оказалось многоаспектным. В первую очередь следует отметить методологическое влияние диалектического материализма, принятого в качестве официальной идеологии и философии, что принесло в советскую географию материалистическое определение объекта и предмета, материалистическое понимание социально-экономических и политических процессов. Опробование идей и теорий географии на оселке законов и категорий диалектики помогло методологически осмыслить основы географии более широко - в рамках всей науки и мировоззрения.
Однако вульгаризация диалектико-материалистической теории и практики в условиях чрезмерной идеологизации как самой этой парадигмы, так и, особенно, философии конкретных наук не могла не иметь методологических издержек. В географии это сказалось в резкой критике географического детерминизма, а также в неприятии хорологического принципа. Первое задержало до недавнего времени постановку и решение актуальных ресурсологических и экологических проблем; второе - постановку и решение проблем пространственной организации общества.
Важным было и прямое влияние Октябрьской революции на географию путем коренного изменения объекта экономической географии. На одной шестой части земной суши рыночные отношения были заменены централизованным планированием, что обусловило двойственное значение географии в новых условиях; с одной стороны, обстоятельства требовали от географии объективной географической картины страны для правильного - территориального планирования. И на первых порах новое правительство способствовало развитию географии в этом направлении открытием ряда научных и научно-производственных организаций и учреждений: Гидрологического института (1919 г.), Топографо-геодезической службы (1919 г.). Геоботанического института (1922 г.), Почвенного института (1925 г.), Института Севера (1925 г.), Гидрометеослужбы (1929 г.) и др. В 1918 г. был открыт учебный Географический институт, единственный в своем роде, который в 1925 г. был преобразован в географический факультет Ленинградского университета. К этому же ряду мероприятий относится широкое приглашение географов в Госплан и другие государственные учреждения. В комиссии по изучению естественных производительных сил (КЕПС) был образован промышленно-географический отдел, из которого впоследствии вырос Институт географии АН СССР. В 20-е годы Академией наук был организован ряд экспедиций, изучавших окраины страны - Памирская, Кольская, Якутская и др.
Но, с другой стороны, административно-командная система способствовала низведению географии до уровня интерпретатора территориальных воззрений руководящего аппарата. Для развития географии в стране необходимо было сочетание сильных географических кадров и склонного к научному мышлению руководства. К сожалению, кроме первых десятилетий советской власти, когда ученые еще не стали угодниками официальной идеологии, а руководство еще не потеряло склонности к научной постановке вопроса, такого оптимального сочетания не стало. Поэтому в экономической географии мы имеем значительные достижения в основном только в период до Великой Отечественной войны, когда организация планового хозяйства и индустриализация требовали, наряду с ведомственностью, и необходимость территориального подхода.
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 1511;