Лекция 5. Философские теории развития
Философов издревле интересовали вопросы взаимосвязи и развития
как природных явлений, так и процессов общественной жизни. В древнем Китае даосы утверждали, что все существующее движется по раз навсегда установленному пути – дао. Т.е. движение у них – объективный процесс. Древнегреческий философ Гераклит, которого вполне справедливо считают родоначальником стихийной диалектики, утверждал, что все течет, все изменяется. Его заслугой является и идея не только о взаимосвязи противоположностей, но и об их борьбе. Говоря о четырех стихиях, он утверждал, что смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают. У Демокрита, все состоит из атомов, которые находятся в постоянном движении в пустоте по раз навсегда определенному направлению.
В эпоху Средневековья господствующее положение в философии занимает метафизическая концепция развития, дополненная с началом Нового времени механистической теорией.
Если в эпоху Ренессанса возрождаются и развиваются многие фило- софские идеи античности, в том числе и взгляд на человека как венец раз- вития природы, то стихийнодиалектические идеи получают свое возрождение и развитие только в XIX веке в трудах Г.В.Ф. Гегеля, а затем К.Маркса и Ф. Энгельса.
В ХХ веке возникает и получает всеобщее признание синергетическая концепция развития, не отменившая, а дополнившая диалектическую кон- цепцию. Начнем же знакомиться с основными философскими ученьями о развитии.
План лекции:
1. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии.
2. Категории диалектики.
3. Основные законы диалектики.
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 707;