Историческая школа права. С критикой рационализма теории естественного права и идей просвещения в начале XIX в
С критикой рационализма теории естественного права и идей просвещения в начале XIX в. выступил ряд немецких юристов, создавших историческую школу права.
Взгляды
*Нет естественного права.
*Есть лишь положительное право.
*Оно имеет свои законы развития, не зависящие от разума.
*Само право – историческое наследие народа, которое не может и не должно произвольно меняться.
Обычай – дух народа – источник права
*Подлинным бытием, источником права является не закон, произвольно принимаемый, изменяемый, отменяемый государством, а обычай, выражающий дух народа.
Основатель исторической школы права
*Профессор права в Геттингене Густав Гуго (1764–1844 гг.).
Книга: “Учебник естественного права, или философия положительного права”.
Отвергает концепцию общественного договора:
*Во-первых, таких договоров никогда не было – все государства и учреждения возникали и изменялись другими путями;
*Во-вторых, общественный договор практически невозможен – миллионы незнакомых людей не могут вступить в соглашение и договориться о вечном подчинении учреждениям;
*В-третьих, концепция общественного договора вредна – никакая власть не будет прочной, если обязанность повиновения зависит от исследования ее исторического происхождения из договора.
Власть и право возникали по-разному. Исторически.
* Все правовые системы существуют только временно, для определенного народа в определенный исторический момент.
Возникновение права.
*Право возникает из потребности решения споров.
*Юридический порядок – такой порядок, при котором возникающие споры решаются третьим лицом. Это решение споров предоставлено власти.
*Признак права – принуждение, но не только по установлению государства.
*Независимо от законодательной власти с древних времен существует и развивается обычное право, преторское право.
Право развивается также как язык и нравы народа
Статья “Являются ли законы единственными источниками юридических истин”:
* Язык и нравы развиваются сами по себе, без договоров и предписаний.
* Право развивается также, как правила игры. В процессе практики. Постепенно. В процессе игр возникают и постепенно получают общее признание определенные способы решения этих ситуаций.
* Кто их автор? Все – и никто.
* То же и право – оно складывается из обычаев, возникших и получивших признание в среде народа.
* Обычаи, в отличие от закона, общеизвестны и привычны.
* Исторически сложившийся обычай и есть подлинный источник права.
Различие наук о праве
* Юриспруденция должна состоять из трех частей:
- юридической догматики;
- философии позитивного права;
- истории права.
Юридическая догматика – это «юридическое ремесло» - она занимается действующим позитивным правом. Для нее достаточно эмпирического разума.
Философия и история права составляют «разумную основу научного познания права». Это – «элегантная юриспруденция».
История права призвана показать, что право складывается исторически, а не создается законодателем.
ПРАВО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ КАРДИНАЛЬНО ИЗМЕНЕНО В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕВОЛЮЦИИ – КОНСЕРВАТИЗМ.
Фридрих Карл Савиньи (1779-1861 гг.).
Профессор Берлинского университета
Повод
*В 1814 г. была опубликована брошюра юриста Тибо с призывом созвать съезд юристов, теоретиков и практиков, для разработки общего для всей Германии гражданского уложения.
Ответ
Савиньи ответил Тибо брошюрой “О призвании нашего времени к законодательству и правоведению”.
Взгляды
* Право не создается законодателем.
* Оно не может зависеть от случая или произвола власти.
* Право – продукт народного духа!
* Право – это не отвлеченные понятия. Это живое восприятие юридических институтов общим сознанием данного народа.
Природное право
* Поначалу – символические действия, отражающие установление или прекращение юридических отношений.
* Далее – норма становится больше, запомнить их все могут только специальные люди – юристы.
* Они обосабливаются в особе сословие.
Научная обработка права юристами – обязательная и необходимая предпосылка законодательной деятельности.
Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 1099;