Лекция 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЕВРОПЕ В КОНЦЕ XVIII-НАЧАЛЕ XIX вв.
Иммануил Кант (1724-1804)
Профессор Кенигсбергского университета. Свои социально-политические взгляды он первоначально изложил в цикле небольших статей, куда вошли работы “Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане” и “К вечному миру”, а затем обобщил в трактате “Метафизика нравов” (1797 г.).
Философия
*- Человек познает мир с чувственных ощущений (эмпирические (опытные) знания).
*- Эмпирические знания – неполные.
Априорные знания
*- Знания, полученные человеком ДО опыта, или ВНЕ опыта - АПРИОРНЫЕ ЗНАНИЯ
Разум
* - Позволяет познать внутреннюю сущность предмета, вещи или явления.
Вещи в себе и вещи для нас
«Мир реальных вещей и мир наших знаний не тождественны».
* ФЕНОМЕН – вещь для нас
* НОУМЕН – вещь в себе - Ноумены не постигаются разумом.
Истина
- Постичь истину разумом невозможно.
- Т.к. есть АНТИНОМИИ – взаимоисключающие суждения.
Например:
- Тезис: мир имеет начало (границу) во времени и пространстве.
- Антитезис: мир во времени и пространстве безграничен.
* Истина – это процесс познания, движение от незнания к знанию.
Наука о человеке
* Для понимания права, сущности власти нужно понять сущность человека и его поведения.
Категорический императив
* Мотивы, или ИМПЕРАТИВЫ (волеизъявления) поведения.
- осознанные, например, учеба. (Правовые и не правовые, моральные или аморальные) – ГИПОТЕТИЧЕСКИЕ
- неосознанные, человек поступает так, не имея определенной цели. Мотив этого поступка априорен - КАТЕГОРИЧЕСКИЕ
Автономия нравственности
*Поступок ценен сам по себе.
Автономная добрая воля
- Человек должен поступать по доброй воле независимо от целей поступка.
Право
КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ:
* «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла всегда стать и принципом всеобщего законодательства».
* Или иначе: “Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству”.
Другими словами поступай в отношении другого так, как в подобной же ситуации к тебе могли бы отнестись по закону.
Например:
Во всех случаях жизни надо быть правдивым. Даже если злоумышленник, решивший убить твоего друга, спрашивает тебя, находится ли он дома, не лги. Ведь у тебя нет гарантий, что твоя ложь поможет ему спастись. А вдруг, пока ты лгал, что его нет дома, он действительно вышел на улицу. Там его и встретит убийца.
Говорить правду – это долг.
* Долг – опора нравственности, единственный источник категорического императива.
Совесть - самоконтроль
- Действовать в соответствии с долгом человеку помогает совесть как способ самоконтроля.
Несовершенство человека
*- Большинство людей очень несовершенны.
Человек по природе зол, эгоистичен. Действует не в соответствии с категорическим императивом, а исходя из целей тщеславия, корыстолюбия, злобы, страсти к разрушениям и т.д.
Что делать?
- Контроль разума над психической деятельностью.
Для этого люди установили законы, которые определяют границы произвола для всех.
Идеал
*- Всем действовать в соответствии с категорическим императивом.
*- Всеобщее правовое гражданское общество, величайшая свобода, совместимая со свободой других.
*- Там, где противоречия и конфликты – должен действовать закон.
«Карающий закон – есть категорический императив… Ведь если исчезнет справедливость, жизнь людей на земле уже не будет иметь никакой ценности».
*- Наказание должно быть жестким: преступник «должен быть признан подлежащим наказанию до того, как возникнет мысль о том, что из этого наказания можно извлечь пользу для него самого, или для его сограждан».
Право не бывает совершенным
- Это «совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы».
*- “Совершенное правовое устройство у людей – это вещь в себе”. (!)
Правовые атрибуты человека как гражданина
- Свобода, равенство и самостоятельность.
Дети, женщины, слуги – не самостоятельны, поэтому лишены избирательных прав, но не прав вообще.
*Право делится на:
- публичное (отношения между человеком и обществом) и
- частное (отношения между частными лицами).
Собственность – основа гражданского общества.
Международное право
«Всеобщий мир». В будущем – федерация самостоятельных равноправных государств. Без войн. Залог мира – просвещение, добрая воля. Экономика. Другими словами – отношения между государствами должны быть сходны с отношениями между людьми и руководствоваться категорическим императивом.
Гарантии соблюдения закона
- Либо сам человек. Его совесть, врожденное чувство вины.
- Либо государство.
Задачи государства
*- Отказ от старой патерналистской концепции:
«Правление отеческое, при котором подданные, как несовершеннолетние, не в состоянии различить, что для них полезно или вредно… такое правление есть величайший деспотизм…».
*- Государство должно лишь заботиться о соблюдении законов, об обеспечении прав, о наказании за их нарушение.
*- Государство не должно заботиться о благе граждан, их материальном и духовном благополучии.
* «Благо государства – состояние наибольшей согласованности конституции с принципами права».
Государство применяет для этого принуждение.
*- Кант – основоположник теории либерализма.
Форма государства
- Форма – не главное. Главное сущность.
- Если был общественный договор, то государственной устройство должно быть республиканским.
- Главное, чтобы страной правили не люди, а законы.
Поэтому в качестве главы государства может быть даже монарх, как в Англии. Главное, чтобы он не вмешивался в дела законодательной и судебной властей.
*Граждане не должны сопротивляться власти
«Обязанность народа – терпеть злоупотребления верховной власти, даже те, которые считаются невыносимыми».
«Изменения в государстве могут быть произведены лишь самим сувереном путем реформы».
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М.: Мысль, 1986; Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. М.: НОРМА, 1997; История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Изд. 2-е. Под ред. В.С. Нерсесянца. М.: НОРМА, 1997.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831 гг.)
Гегель родился в Штутгарте в семье финансового чиновника. Окончив богословский факультет Тюбингенского университета, он отказался от карьеры пастора и занялся углубленным изучением философии. В 1818 г. Гегель получил кафедру в Берлинском университете. Основные его произведения: “Феноменология духа” (1807 г.), “Наука логики” (1812–1816 гг.), “Энциклопедия философских наук” (1817 г.). Главное произведение мыслителя по вопросам государства и права – “Философия права” (1821 г.).
Философия Гегеля – объективный идеализм.
*- Есть т.н. «абсолютная идея» - некая первосущность, основа мира, бытия.
*- Бытие и мышление – едины. Они – объективны по сути.
*- (!) Мышление проявляется в Материи.
* Материя, природа – «инобытие» абсолютной идеи, этого объективно существующего мышления.
* Мир развивается по тем же законам, что и разум, по законам логики.
Государство и право
*- Человек наделен изначально абсолютной свободой.
*- Но подлинной свободой обладает всеобщая (а не индивидуальная) воля.
Интересы индивидов различны. (!)
* → Отсюда – противоречия.
Гражданское общество
* Объединение индивидов “на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве средства обеспечения безопасности лиц и собственности”.
*Гражданское общество, даже с помощью законов, не способно урегулировать возникающие противоречия.
Государство
*- Только государство может покорить и упорядочить гражданское общество.
Только в государстве проявляется идея абсолютной свободы и абсолютного права (!).
* Если свобода – это осознанная необходимость, то она может быть достигнута только в государстве.
* Если история человечества – путь к осознанию свободы, то государство – «шествие бога по земле»!
Право
* Это осуществление, непосредственное бытие свободы.
* ИЛИ: право – это инобытие абсолютной идеи свободы.
Ступени развития идеи права
- абстрактное право;
- мораль;
- нравственность.
1) Первая ступень – абстрактное право.
* Свободная воля первоначально проявляется в качестве индивидуальной воли → индивидуальная воля воплощается в отношениях собственности →свобода выражается в том, что каждое лицо обладает правом владеть вещами (собственность).
- Общий принцип абстрактного права: “Будь лицом и уважай других в качестве лиц”.
- Абстрактное право имеет формальный характер. Оно наделяет индивидов лишь равной правоспособностью.
- Предписания абстрактного права формулируются в виде запретов.
2) Вторая ступень в развитии идеи права – мораль.
* Человек начинает сознательно относится к своим поступкам.
* Лицо становится деятельным субъектом.
* Свободная воля определяется внутренними побуждениями индивида, его намерениями и помыслами.
Моральный поступок может вступить в конфликт с абстрактным правом. Например, кража куска хлеба ради поддержания жизни формально подрывает собственность другого человека, однако заслуживает безусловного оправдания с моральной точки зрения.
Свобода проявляется в:
- способности индивидов совершать осознанные действия (умысел);
- ставить перед собой определенные цели и стремиться к счастью (намерение и благо);
- соизмерять свое поведение с обязанностями перед другими людьми (добро и зло).
→в учении о морали Гегель решает проблемы субъективной стороны правонарушений, вины как основания ответственности индивида.
3) Третья, высшая, ступень – нравственность.
* Нравственность – это осознание человеком своих прав, обязанностей, добра и зла.
* Сознательное подчинение своих поступков общим целям.
* Нравственность формируется в семье, гражданском обществе и государстве.
Политическое учение Гегеля оказало огромное влияние на развитие политико-правовой мысли.
Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 833;