Эдмунд Бёрк (1729-1797). Традиционализм
Род. в Дублине. Изучал право в Лондоне. Личный секретарь премьер-министра Великобритании. Член парламента. После революции во Франции 1789 г. увидел в народном движении опасность для Англии. Писал памфлеты против революции. Одно из главных – “Размышления о французской революции” (1790 г.).
Критика просветителей
* Метод теоретиков французской революции априорен. Они неверно представляют себе природу человека и общества.
* Не было никакого общественного договора.
Человек никогда не находился вне общества, а всегда, от рождения, был связан с другими людьми и обществом рядом взаимных обязанностей.
* Неверна теория народного верховенства.
Народ – это сумма лиц, которая не может составить единую личность, действующую как одно лицо.
* Воля большинства, лежащая в основе ряда теоретических построений о власти и законе - фикция.
* Все представления о свободе – абстрактны.
Они ведут к анархии, а через нее – к тирании. На самом деле человек изначально не свободен от наличного общества и общественных связей.
*Народный суверенитет – это “самая фальшивая, безнравственная, злонамеренная доктрина, которая когда-либо проповедовалась народу”.
* Теория прав человека – фикция.
- Люди не равны (!)В обществе неизбежно социальное и политическое неравенство.
- Локк и Руссо рассуждают априорно, абстрактно, отвлеченно, не конкретно. Поэтому их выводы ничего общего с действительностью не имеют.
Права человека конкретны
* Права человека – не права абстрактного человека
* Все выводы нужно делать только из исторического опыта веков, из традиции.
* – ТРАДИЦИОНАЛИЗМ.
* Всякий общественный порядок возникает в результате долгой исторической работы.
Право
* Право есть произведение народной жизни.
* Государство, общество, право не изобретены человеком, а создаются в результате длительной эволюции
* Они не могут быть перестроены по воле людей:
“Парижские философы в высшей степени безразличны по отношению к тем чувствам и обычаям, на которых основывается мир нравственности... В своих опытах они рассматривают людей как мышей”.
“Честный реформатор не может рассматривать свою страну как всего лишь чистый лист, на котором он может писать все, что ему заблагорассудится”.
Учение о праве
* Должно изучать исторический опыт, законы и практику, а не априорные доказательства и фикции.
Противостояние рационалистических идей Просвещения и традиционализма и историзма получило развитие в учении исторической школы права.
Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 662;