Основы техники
Каждая структурная группа прыжков характеризуется особенностями выполнения основных двигательных действий. Так, для прямых прыжков характерно изменение направления вращения после толчка руками, для прыжков переворотом, наоборот, сохранение первоначального направления вращения, для боковых прыжков — поочередный толчок руками и положение тела гимнаста во время опоры о снаряд. Однако в кажом из прыжков есть и много общего. Например, прыжок на мостик производится толчком сильнейшей (толчковой) ноги, толчок ногами сопровождается взмахом руками. Эти сходные действия, единые для всех опорных прыжков, и составляют основу их техники.
Для облегчения анализа и изучения основ техники опорные прыжки условно подразделяются на следующие фазы: разбег, наскок на мостик, толчок ногами, полет до толчка руками, толчок руками, полет после толчка руками и приземление. Ошибочное выполнение хотя бы одной из перечисленных фаз отрицательно сказывается на исполнении прыжка в целом.
Завершающие действия гимнаста в одной фазе прыжка всегда являются подготовительными для выполнения последующей фазы. Так, правильное завершение замаха и полный вынос рук вперед в полете после толчка ногами способствуют подготовке к рациональному толчку руками о снаряд; некоторое сгибание тела в тазобедренных суставах в конце полета после толчка руками облегчает подготовку к устойчивому приземлению и т. д. Это необходимо учитывать при анализе причин, вызвавших появление ошибок в той или иной фазе прыжка.
При выполнении опорных прыжков двигательные действия гимнастов должны соответствовать определенным количественным характеристикам. Такими характеристиками являются скорость разбега, длительность усилий и их направление при толчке ногами о мостик и руками о тело коня, продолжительность, высота и дальность полета гимнаста в безопорных фазах.
Техника выполнения мужских и женских прыжков принципиально ничем не отличается.
Разбег.У высококвалифицированных гимнастов наибольшая скорость разбега достигает 7,6—8,6 м/сек (у женщин 7—7,5 м/сек). Оптимальная скорость разбега с ростом спортивного мастерства, а также в зависимости от особенностей выполнения прыжков различных структурных групп изменяется. Так (при выполнении одних и тех же прыжков) скорость разбега у гимнастов-мастеров выше, чем
у гимнастов других разрядов. Скорость разбега в прямых прыжках колеблется в пределах 7—7,6 м/сек, в то время как в прыжках переворотом с последующим сальто она 8—8,6 м/сек.
Разбег должен быть равномерным, без рывковых ускорений. Значительные колебания скорости разбега отрицательно влияют на качество выполнения толчка ногами. От прыжка к прыжку условия отталкивания изменяются. Чтобы избежать этого, гимнастам необходимо:
начинать разбег из одного и того же исходного положения;
не изменять (на данный период подготовки) длину разбега;
постепенно увеличивать скорость разбега, так как резкий старт вызывает скованность движений.
Длина разбега зависит от снаряда, через который выполняется прыжок, вида прыжка, индивидуальных особенностей занимающегося, степени овладения техникой и др. У начинающих гимнастов длина разбега обычно не превышает 12—15 м, у гимнастов старших разрядов — 20 м. Техника беговых шагов принципиально ничем не отличается от техники бега на короткие дистанции в легкой атлетике.
Наскок на мостик. Наскок на мостик выполняется в момент приобретения наибольшей горизонтальной скорости. Снижение скорости перед напрыгиванием на мостик отрицательно сказывается на результате прыжка и свидетельствует о неправильном выполнении разбега. Наскок, равный 1,5—2,8 м, выполняется толчком сильнейшей (толчковой) ноги. В момент наскока туловище наклоняется вперед под углом от 5 до 26°, ноги обгоняют туловище, согнутая в тазобедренном и коленном суставах толчковая нога подтягивается к маховой, затем ноги соединяются и почти прямые выносятся вперед. Наскок на мостик продолжается 0,27—0,33 сек. При наскоке руки из крайнего заднего положения начинают двигаться вниз-вперед, а в момент касания ногами мостика находятся внизу. Это важно для выполнения последующего взмаха руками.
Чем выше скорость разбега, тем дальше мостик ставят от снаряда (на расстоянии 50—200 см). При установке мостика необходимо также учитывать вид прыжка (например, прыжок углом или переворотом) и место толчка руками (о ближнюю или дальнюю часть коня).
Толчок ногами. Прыжок на мостик производится на носки напряженных, почти прямых ног без перехода на всю ступню. Ноги на мостике располагаются параллельно, примерно на ширине стопы. Лучшие гимнасты-прыгуны ставят ноги на место толчка акцентирование С этой целью они в конце прыжка на мостик активно разгибают ноги в коленных и тазобедренных суставах и производят подошвенное сгибание стоп. Неквалифицированные гимнасты пассивно ждут момента приземления. При акцентированной постановке ног отталкиваются за 0,09—0,12 сек., а при неакцентированной — за 0,15—0,18 сек.
На эффективность толчка ногами влияет также своевременный взмах руками. Большинство гимнастов из положения руки назад
делают активное движение руками вниз, а затем вперед-вверх. Движение рук тормозится примерно на уровне головы. Толчок ногами и взмах руками заканчиваются одновременно. Сильнейшие гимнасты-прыгуны в процессе толчка ногами развивают усилия до 11—13 кг на 1 кг веса тела спортсмена. В момент окончания толчка ноги полностью выпрямляются в коленных суставах.
Полет до толчка руками.Выполняя те или иные прыжки, гимнаст изменяет угол вылета и производит различные движения до того, как руки коснутся опоры. В фазе полета нельзя изменить траекторию о. ц. т., можно изменить лишь положение тела и его отдельных звеньев относительно о. ц. т. В прямых прыжках траектория полета пологая и низкая, тело слегка прогнуто в пояснице, плечи двигаются низко над конем, чтобы обеспечить своевременный толчок руками. В прыжках переворотом гимнаст выполняет более высокий предварительный мах ногами назад — разгибает тело в тазобедренных суставах до прогнутого положения. Замах, выполняемый до опоры руками, способствует: 1) увеличению скорости движения ногами по касательной вверх; 2) созданию условий для резкого сгибания в тазобедренных суставах в момент толчка руками (так называемого рывкового движения туловищем), необходимого для увеличения давления на площадь опоры и торможения скорости движения ногами. Все это влияет на эффективность последующего толчка руками.
Толчок руками.Толчок руками зависит от структуры прыжка? При выполнении прямых прыжков и переворотов гимнасты ставят руки на снаряд одновременно впереди туловища, под тупым углом к нему. Благодаря этому обеспечивается стопорящий толчок. Кисти на место толчка ставятся параллельно; толчок руками выполняется навстречу движению тела, как бы от себя. Толчок должен сочетаться с рывковым движением туловищем (сгибанием тела в тазобедренных суставах и перемещением таза вверх), позволяющим гимнасту увеличить давление на площадь опоры и эффективнее оттолкнуться. Наибольшие усилия развиваются гимнастом во время толчка руками при выполнении прыжка лётом (7—8 кг на 1 кг веса тела гимнаста), наименьшие — в прыжках переворотом (3—3,5 кг/кг). В прыжках переворотом с последующим сальто сила толчка руками равна 5,5—6 кг/кг. Энергичный и короткий толчок руками (0,13— 0,16сек.) должен закончиться к моменту, когда плечи пересекают вертикаль, проходящую через площадь опоры. Уровень расположения о.ц.т. тела в этом случае наибольший, следовательно, может быть достигнута большая абсолютная высота прыжка.
В боковых прыжках руки ставятся на опору поочередно. Толчок выполняется сначала одной, затем другой рукой. В этих прыжках время толчка руками наибольшее и колеблется от 0,3 до 0,4 сек.
Полет после толчка руками. Положение тела гимнаста в полете после толчка руками определяет вид прыжка. От качества выполнения этой фазы в значительной степени зависит оценка за прыжок в целом. Высококвалифицированные гимнасты при выполнении прямых прыжков после толчка отводят руки не вперед, а назад-вверх;
при прыжках переворотом вначале сохраняют положение рук, принятое к моменту окончания толчка, и только во второй части полета слегка разводят их наружу. Зафиксировав положение, определяющее форму прыжка, гимнаст сохраняет это положение (прыжки лётом, перевороты) или прогибается (прыжки согнувшись, ноги врозь идр.)- Чем дольше сохраняется четкое положение, тем выше качество прыжка. У лучших гимнастов-прыгунов высота подъема, о.ц.т. тела в этой фазе достигает 2,5—2,6 см. Длительность полетной фазы после толчка руками колеблется от 0,7 до 0,9 сек.
Приземление.Приземлившись на носки напряженных ног, гимнаст немедленно опускается на всю стопу и незначительно сгибает ноги, усиливая напряжение мышц спины и плечевого пояса. В этом положении пятки должны быть вместе, носки и колени врозь, руки вверх-наружу, туловище слегка наклонено вперед (голову вперед не наклонять).
Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 1163;