ТЕМА 5. НАУКА И ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Вопросы:
1. Философские течения в эпоху промышленной и научной революции XVII – XVIII вв.
2. Индуктивный метод Ф. Бэкона.
3. Философская мысль Рене Декарта.
Основные понятия: научная революция, эмпиризм, сенсуализм, рационализм, индукция, дедукция.
1. Своеобразие Нового времени определялось промышленной и научной революциями. На формирование философской картины мира оказали влияние открытия XVI–XVII вв., составившие содержание научной революции, в результате которой возникло новое естествознание. Среди этих открытий следует выделить разработку гелиоцентрической картины мира Николаем Коперником. Дальнейшее развитие гелиоцентрической системы было связано с именами датского астронома Тахо де Браге (1546–1601) и немецкого ученого Иоганна Кеплера (1571–1630). На основе обобщения данных, полученных Тахо де Браге, И. Кеплер сформулировал три основных закона, описывающих движение планет. Согласно И. Кеплеру, движение планет неравномерно и происходит по эллипсам, а не по кругам.
Систематическое обоснование гелиоцентрической системы мира дал Галилео Галилей. Он подвел твердый фундамент под астрономию и обосновал новые методы научного исследования. Галилей внес большой вклад в изучение универсального механического движения, которое можно описать математически. Он утверждал, что философия природы написана на языке математики. Математика выражает естественный порядок Вселенной. Абсолютно лишь то, что можно выразить математически. Работами Галилея начинается эпоха экспериментального естествознания. Дальнейшее развитие естествознание получило в трудах великого английского ученого Исаака Ньютона (1642–1727). Важнейшим научным достижением Ньютона было создание теории движения планет и связанное с этим открытие закона всемирного тяготения, положенного в основу обоснования гелиоцентрической системы. Знаменитая работа И. Ньютона «Математические начала натуральной философии» вышла в свет в 1687 г. В ней гелиоцентрическая система Коперника получила динамическое обоснование и стала научной теорией. Одновременно И. Ньютоном было завершено начатое Галилеем создание новой механики. Законы механики, сформулированные И. Ньютоном, завершают труды Галилео Галилея, Р. Декарта, Х. Гюйгенса и других ученых по созданию классической механики. В результате господствующим взглядом на мир стала точка зрения механики, астрономии и математики.
Философия активно участвовала в развитии новой науки. Творчество Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница и других философов XVII в. способствовало развитию естествознания. И ученые, и философы работали рука об руку над построением фундамента новой науки и нового мировоззрения.
Такие мыслители, как Р. Декарт и Г. Лейбниц, были не только философами, но и крупнейшими учеными того времени. Передовая философская мысль всегда «расчищала» дорогу науке и опиралась на ее достижения, сама развивалась и обогащалась, основываясь на новых научных открытиях.
С развитием научного естествознания возникла потребность в осмыслении методов познания и выработке методологии научного исследования. На пути решения этой проблемы оформились два основных течения западноевропейской философской мысли XVII в. – эмпиризм и рационализм.
Эмпиризм (от греч. empiria – опыт) – направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, – считало источником знания и критерием его истинности прежде всего научно организованный опыт, эксперимент.
Рационализм (от лат. ratio – разум) – направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривающее разум как единственный источник знания и высший критерий его истинности.
2. Родоначальником эмпиризма был английский философ и политический деятель Фрэнсис Бэкон (1561–1626), который был убежден в том, что философия способна стать наукой и должна ею стать. В работе «Великое Восстановление Наук» Ф. Бэкон требовал привести границы умственного мира в соответствии с новыми открытиями и изобретениями. Науку он рассматривал как высшую ценность, обладающую практической значимостью. Свое отношение к науке он выразил в афоризме «Знание – сила». Он любил повторять: «Мы столько можем, сколько мы знаем». Исходя из познавательных возможностей человека, которые включают в себя память, разум и воображение, Ф. Бэкон разработал классификацию наук. На памяти основывается история как описание фактов, на воображении – поэзия, литература и искусство вообще. Разум лежит в основе теоретических наук или философии в широком смысле слова. Кроме философии в широком смысле слова Ф. Бэкон выделяет также и «первую философию» или соответственно философскую науку, которая включает «естественную теологию» (косвенное познание бога через факты природы), «антропологию» (философское учение о человеке) и «философию природы».
Главная трудность в познании природы, как считал Ф. Бэкон, находится не в предмете, не во внешних, не зависящих от нас условиях, а в уме человека, в его употреблении и применении. Нужно идти совершенно иным путем, использовать новый метод.
Ф. Бэкон считал правильный метод наилучшим руководством, ведущим к истине, к будущим открытиям и изобретениям. Метод выступает как великая преобразующая сила, поскольку он ориентирует теоретическую и практическую деятельность человека. Он указывал кратчайший путь к новым открытиям, увеличивая власть человека над природой. Нужно выявить те факторы, которые привели к отставанию науки от жизни и опыта.
Положительной части новой философии должна предшествовать работа, направленная на выяснение причин, затемняющих естественный разум, его проницательность. Такими причинами являются «идолы». «Идолами» Ф. Бэкон называл заблуждения разума, искажающие познание. Среди них он выделял как индивидуальные заблуждения, так и заблуждения, присущие человеческому познанию в целом.
Первый вид заблуждений – «призраки рода». Они являются следствием несовершенства органов чувств, которые неизбежно обманывают, однако они же и указывают на свои ошибки.
Второй вид заблуждений – «призраки пещеры». Они происходят не от природы, а от воспитания и бесед с другими людьми.
По мнению Ф. Бэкона, каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры, из своего субъективного внутреннего мира, что сказывается на его суждениях. Преодолеть это заблуждение можно, используя коллективный опыт и наблюдения.
Третий вид заблуждений – «призраки рынка». Обусловлены особенностями социальной жизни человека, ложной мудростью, привычкой пользоваться в суждениях о мире расхожими представлениями. Они, по мнению Ф. Бэкона, наиболее тяжкие из всех, так как внедрены в разум «согласованием слов и имен».
Четвертый вид – «призраки театра». Они связаны со слепой верой в авторитеты, ложные теории и философские учения. Они заслоняют глаза пеленой как катаракта. Поэтому «истина – дочь времени, а не авторитета».
Очистив разум от «призраков», следует выбрать метод познания. Ф. Бэкон образно характеризует методы познания как пути паука, муравья и пчелы. Паук выводит истины из разума, а это ведет к пренебрежению фактами. Путь муравья – узкий эмпиризм, умение собрать факты, но неумение их обобщать. Подлинный путь познания – путь пчелы, который состоит в умственной переработке опытных данных, подобно тому, как пчела, собирая нектар, перерабатывает его в мед.
Метод пчелы позволяет, по Ф. Бэкону, прийти к познанию вещей. Каким же образом следует познавать вещи? Нужно начинать с выделения в них элементарных форм и познавать эти формы, сопоставляя их с фактами и данными опыта. Путь истинного знания – индукция (термин «индукция» означает наведение), т.е. движение познания от единичного к общему. Индукция, по Ф. Бэкону, – компас корабля науки.
Определяя индукцию как истинный метод, Ф. Бэкон вместе с тем не выступает против дедукции. Общие понятия должны образовываться постепенно, в процессе восхождения от единичных, опытных данных, и не отрываться от опыта. Истинность общих дедуктивных понятий, по Ф. Бэкону, может быть обеспечена лишь постепенным индуктивным восхождением. Особенность индуктивного метода Ф. Бэкона – анализ, т.е. аналитический метод, основанный на расчленении природы в процессе ее познания. Познав первичные простые элементы, можно постичь тайну природы (материи) в целом и тем самым добиться власти над природой. Основное правило процесса познания Ф. Бэкон выразил формулой: от ощущений к аксиомам, от аксиом снова к ощущениям. Влияние Ф. Бэкона на развитие экспериментальной науки Нового времени велико, поскольку его философия явилась выражением духа экспериментального естествознания.
3. Научная революция XVI–XVII вв. привела к систематическому применению в естествознании математических методов. Особенности рационализма XVII в. связаны с ориентацией на математику как идеал широкого познания. Из ориентации на математику прямо вытекало основное положение рационализма о том, что источником и критерием истины не может быть опыт, поскольку чувственный опыт ненадежен, переменчив.
Рационалисты считали, что, подобно тому как математическое знание выводится и обосновывается рационально-дедуктивным путем, философское знание также должно выводиться из разума и обосновываться им. Рационализму XVII в. была присуща вера во всесилие разума и его возможности достижения абсолютной истины, т.е. такого знания, которое обладает всеобщим и обязательным характером. На поиски этих абсолютных оснований человеческого знания и были направлены усилия создателей великих рационалистических систем XVII в. С наибольшей последовательностью они проявлялись в системе западноевропейского рационализма французского ученого и философа Р. Декарта (1536–1650).
Декарт заложил основы дедуктивно-рационалистического метода познания. Кроме философских работ Декарт известен тем, что заложил основы геометрической оптики, стал создателем аналитической геометрии, ввел прямоугольную систему координат, выдвинул идею рефлекса.
Декарт тесно связал развитие научного мышления с общими философскими принципами. Он подчеркивал, что нужна философия нового типа, которая может помочь в практических делах людей. Подлинная философия, – полагал он, – должна быть единой как в своей теоретической части, так и по методу.
Эту мысль Декарт поясняет с помощью образа дерева, корни которого составляет философская метафизика, ствол – физика как часть философии, а разветвленная крона – все прикладные науки, включая этику, медицину, прикладную механику.
«В основании человеческого знания лежит философия», – утверждал Декарт. Для него было очевидно, что истинность исходных положений метафизики (так тогда называли философию. – авт.) будет гарантировать истинность человеческих знаний вообще. Проблема заключается в том, чтобы найти такое положение, истинность которого самоочевидна. В своих поисках Декарт стоял на позиции скептицизма, или сомнения во всем. Его скептицизм носил методологический характер, поскольку рациональный скептицизм был нужен Декарту только для того, чтобы прийти к абсолютно достоверной истине. Декарт рассуждал следующим образом: любое утверждение о мире, боге и человеке может вызвать сомнение. Несомненным является только одно положение: «Cogito ergo sum» («Мыслю, следовательно, существую»), – поскольку акт сомнения в нем означает и акт мышления, и акт существования.
Положение «Мыслю, следовательно, существую» – единственное положение, которое, в принципе, не вызывает сомнения, оно в основании философии Декарта. Сама философская система Декарта представляет собой яркий образец рационалистического метода познания, поскольку все философские утверждения выводятся им рационально-дедуктивным путем из единственного основоположения – из мыслящего субъекта.
Это положение состоит из двух идей: «я мыслю» и «я существую». Из положения «я мыслю» следует, что «Я» есть нечто мыслящее – душа. По терминологии Декарта, душа представляет непротяженную сущность или субстанцию. Собственная душа человека является первым предметом его положения. В душе содержатся идеи, одни из которых приобретены человеком в ходе его жизни, другие являются врожденными.
Декарт считал, что основные разумные идеи души, главная из которых – идея бога, не приобретенные, а врожденные. А поскольку человек обладает идеей бога, то предмет этой идеи существует. Философия Декарта получила название дуалистической, так как в ней постулируется существование двух субстанций – материальной, которая обладает протяженностью, и духовной, обладающей мышлением, протяженность ей не свойственна. Эти две субстанции, независимые друг от друга, будучи продуктом деятельности бога, соединяются в человеке, который может познать бога и созданный им мир.
Рационализм Декарта утверждает, что разум в состоянии извлечь из себя высшие идеи, необходимые и достаточные для осмысления природы и руководства поведением. Человек усматривает эти идеи внутренним зрением (интеллектуальной интуицией) в силу их отчетливости и ясности. Пользуясь точно сформулированным методом и правилами логики, он выводит из этих идей все остальное знание.
В отличие от Ф. Бэкона, который разработал и индуктивный метод познания, Декарт уделял основное внимание дедуктивному методу. Дедукция (выведение) – переход от общего к частному и конкретному, т.е. переход знания о сущности, закономерностях развития всего класса предметов к знанию каждого элемента этого класса. Декарт вывел основные правила дедуктивного метода:
- ясность и отчетливость познания, отсутствие в процессе познания каких-либо элементов, вызывающих сомнение;
- разделение каждого исследуемого предмета на максимальное количество структур;
- мышление по принципу «Знание должно иметь самые простые основания и от них идти к более сложным и совершенным»;
- полнота познания, требующая не упускать ничего существенного.
Декарт выступил с критикой индукции как метода познания. Он считал, что задача познания – установление истины, а индукция не может это дать.
Историческая заслуга Бэкона и Декарта в разработке индуктивного и дедуктивного методов познания несомненна. Их исследования отвечали требованиям времени, запросам научного знания. Нельзя, однако, не отметить их ограниченности в подходе к методу познания. В действительности эти методы диалектически взаимосвязаны, а не противостоят друг другу как у Бэкона и Декарта. В процессе познания они неразделимы. Мысль идет от конкретного к общему. В процессе систематизации конкретных фактов возникают знания о сущности, закономерностях развития, формируются гипотезы, а они, в свою очередь, являются той общей основой, которая формирует знания о новых конкретных, единичных процессах и фактах. Такого взвешенного подхода к индуктивному и дедуктивному методам познания Ф. Бэкон и Р. Декарт дать не могли. Условия научной революции, выдвинувшей на первый план математическую сторону познания мира, не способствовали этому.
Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 1878;