Основные методы психогенетики и ихразрешающая способность

Человек как объект генетических исследований: невозможность произ­вольного экспериментирования, позднее наступление репродуктивного пе­риода, малое число потомков. Поэтому методические возможности психоге­нетики ограничены.

Анализируются четыре метода: популяционный, генеалогический, при­емных детей и близнецов. Максимальная разрешающая способность — у двух последних и их сочетаний с генеалогическим методом.

2.3.1. Популяционный метод. Определение популяции, изолята, дема. При­меры популяционных (прежде всего — межрасовых) исследований психоло­гических признаков и неправомерность генетической интерпретации популя­ционных различий (Фогель, Мотульски, 1990).

Исследования самих популяций. Межиндивидуальная и межпопуляци-онная вариативность. Генетический полиморфизм как один из видов при­родных ресурсов. История как фактор формирования генофонда популяции (Ю.Г. Рычков, 1986, 1997).

2.3.2. Генеалогический метод. Работа Ф. Гальтона «Наследуемый гений» (1869). Основная схема метода, построение родословных, принятая символика. Генограмма. Примеры родословных. Невозможность надежно развести генети­ческую и культурную передачу. Общая и индивидуальная среды.

2.3.3. Метод приемных детей. Теоретически — наиболее чистый метод. Ос­новная схема, история возникновения, современные программы. Взаимодей­ствие генотипа и среды в изменчивости психологических признаков — как оно исследуется этим методом.

Исследования семей, имеющих и биологических, и приемных детей.

Ограничения метода: юридические и психологические. Возможность не­случайного распределения детей по семьям-усыновительницам; субъектив­ные «легенды» о родных родителях; различия в частотах встречаемости внеш­него и внутреннего локуса контроля.

2.3.4. Метод близнецов и его разновидности. Близнецы в мифах и культах. Начало близнецовых исследований — работа Ф. Гальтона «История близнецов как критерий соотносительной роли природы и воспитания» (1875). Работы Сименса (1925, 1927) и оформление научного «метода близнецов».

Основная схема метода; происхождение моно- и дизиготных (МЗ, ДЗ) близнецов, постулат о равенстве средовых влияний в парах обоих типов. Раз­новидности метода: разлученных близнецов, семей близнецов, контрольного близнеца, близнецовой пары. Генетические и общепсихологические задачи, решаемые этими вариантами метода.

Ограничения метода: пре- и постнатальные. Их возможные влияния на оценку наследуемости. Дискуссия вокруг постулата о равенстве сред МЗ и ДЗ, экспериментальные проверки его и их результаты. Необходимость оценки не общего сходства сред, а тех компонентов среды, которые значимы для фор­мирования изучаемого признака.

Биология близнецовости; частота многоплодной беременности в разных популяциях и ее динамика. Условия переноса данных, полученных методом близнецов, на популяцию одиночнорожденных.

Разлученные близнецы (главным образом — МЗ) как своеобразный кри­тический эксперимент психогенетики. Обзор имеющихся работ: влияние воз­раста разлучения, различий в образовании и т.д. на внутрипарное сходство. Анализ феномена «разлученности», данный Л. Кэмином.

Метод семей близнецов (тоже главным образом МЗ) — способ обнаруже­ния биологического «материнского эффекта», связанного с цитоплазмати-ческой наследственностью. Информативность метода для оценки других фе­номенов — например, ассортативности.

Метод контрольного близнеца. Работа А. Гезелла, положившая начало этому варианту близнецовых исследований. МЗ близнецы как идеальный контроль друг к другу: возможность оценки эффективности тренировки или разных ее форм, длительности эффекта тренировки и т.д. Работы Медико-генетического института, японских и норвежских исследователей.

Метод близнецовой пары. Работа Р. Заззо: «эффект близнецовости», его влияние на развитие детей-близнецов. Две противоположные тенденции: к идентификации с партнером и к индивидуализации, их возрастная динамика и половые особенности.

2.3.5. Генетико-математические методы психогенетики. Работа Р. Фишера. Коэффициенты наследуемости Игнатьева, Холзингера. Оценки долей фено-типической дисперсии, определяемых общей и индивидуальной средой; ин­формативность психогенетических исследований для дифференциации раз­ных типов средовых воздействий.

Более сложные методы разложения фенотипической дисперсии: подбор моделей, структурный анализ. Возможность объединения данных, получен­ных разными генетическими методами и повышения, тем самым, точности оценок компонентов дисперсии.

Разложение фенотипических корреляций на генетические и средовые. Ге­нетические корреляции как способ оценки генетически заданных синдромов; новый аспект в анализе межуровневых соотношений.

2.4. Особенностипсихологического фенотипа («психофена») как объектагенетического исследования. Психологический признак «событие, ане струк­тура»; «операция, ане свойство». Изменение генотип-средовых соотношений привключении фенотипически одного итого же признака вразные функци­ональные системы. Динамика этих соотношений вонтогенезе. Необходимость включения впонятие «психологический фенотип» внутренних механизмов его реализации. Справедливость этих положений идля психофизиологических признаков.

Значимость валидности психодиагностической процедуры для интерпре­тации получаемых впсихогенетике результатов, астатистической надежно­сти для величины коэффициента наследуемости исвязанных с ним оце­нок вклада общей ииндивидуальной среды вфенотипическую изменчивость признака.

2.5. Краткое заключение. Прирешении вопроса о роли наследственности исреды вформировании популяционной изменчивости психологических ипсихофизиологических признаков необходимо помнить о трудностях, свя­занных: с особенностями человека как объекта генетического исследования; со спецификой психологического признака как признака-события, процес-

са, операции; с валидностью и статистической надежностью психодиагнос­тических методик.

2.6. Психогенетические исследования интеллекта и других когнитивных фун­кций. Неопределенность понятия «интеллект» и связанные с этим трудности интерпретации получаемых результатов. Последовательный анализ данных, по­лученных различными генетическими методами; мета-анализ результатов, приводящий к выводу о существенной роли генетических факторов в общей дисперсии оценок IQ.

Следующие шаги: аналогичный анализ раздельных оценок вербального и невербального интеллекта и полученные здесь парадоксальные результаты; анализ отдельных когнитивных функций. Намечающаяся относительно боль­шая генетическая обусловленность пространственных способностей; гипотеза об их связи с половой хромосомой. Психогенетические исследования когни­тивных стилей.

2.7. Исследования темперамента (и динамических характеристик поведения вообще). Представления о темпераменте, его структуре и возрастной динамике. Традиционный вопрос психологии — соотношение темперамента и характе­ра — и попытки его решения в русле психогенетических исследований.

Генетические и средовые детерминанты темперамента у детей младшего возраста: раннее проявление генетически заданной индивидуальности. Синд­ром трудного темперамента, его стабильность в детстве и проекция в период ранней взрослости. Компоненты синдрома, задаваемые наследственностью, общей и индивидуальной средой.

Исследования экстра-интроверсии и нейротицизма и близких к ним ха­рактеристик у взрослых, в т.ч. — методом разлученных МЗ.

Структура темперамента по В.Д. Небылицыну: две основные составляю­щие — активность и эмоциональность. Обнаруженная в близнецовом исследо­вании зависимость внутрипарного сходства от распределения ролей в паре.

2.8. Психогенетические исследования движений. Отсутствие систематических исследований; имеющиеся работы условно можно разделить на исследова­ния естественных движений (ходьба, мимика и пантомимика, спорт и т.п.), стандартизованных двигательных проб (координации, теппинг и т.д.), физи­ологического обеспечения движений. Большее сходство МЗ по сравнению с ДЗ по срокам начала ходьбы и других видов двигательной активности в ран­нем детстве; более отчетливое обнаружение генетических влияний в автоматизированных движениях и в предельном темпе выполнения двига­тельной задачи. Максимальное потребление кислорода как возможный гене­тически заданный маркер спортивной одаренности. Связи характеристик дви­гательных реакций (простой и выбора, внутрииндивидуальной вариативнос­ти, латентных периодов и времени самого движения) с когнитивными функциями.

2.9. Генетическая психофизиология. Особое место этих исследований в си­стеме психогенетических знаний: генотип влияет на поведение только через морфофункциональный уровень. Три типа психофизиологических признаков: а) характеризующие состояние покоя («фоновые»); б) ответы па внешние воздействия; в) теоретически выделенная система понятий — дескрипторов психофизиологической индивидуальности (свойства нервной системы). Ос­новное внимание уделяется мозговой электрической активности,

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) покоя. Различия генотип-средовых соот­ношений в ЭЭГ разных зон мозга, в разных параметрах ЭЭГ и в разном воз-

расте. Исследования Ф. Фогеля: оценка наследуемости целостных (но редко встречающихся) типов ЭЭГ. Эволюционно-генетический подход (С.Н. Дави-денков) к интерпретации полученных данных.

Вызванные потенциалы — сенсорные (СВП) и связанные с движением (СДВП). Генетические и средовые детерминанты в изменчивости разных па­раметров ВП, изменения их соотношений в зависимости от типа перерабаты­ваемой информации (в СВП), места движения в функциональной системе действия (СДВП), зоны регистрации, возраста.

Генетические и средовые межуровневые корреляции и их интерпретация. Связи латентных периодов компонентов ВП и оценок IQ. Влияние обогащен­ной и депривирующей среды на формирование психофизиологических осо­бенностей животных и человека.

Свойства нервной системы (СНС). Представления И. П. Павлова о врож­денности (наследуемости) СНС; исследования животных. Работы Л.В. Кру-шинского: уровень возбудимости как фон для проявления генетических осо­бенностей поведения животных. Концепция Б.М. Теплова-В.Д. Небылицына о СНС человека, ее отличия от представлений И.П. Павлова. Близнецовые ис­следования синдромов СНС и неопределенность полученных результатов. Вклю­чение наследуемости как вторичного критерия в выделении СНС и их синдро­мов; возможный новый взгляд на структуру СНС.

Краткое заключение. Психофизиологическая индивидуальность формиру­ется под отчетливым генетическим контролем. Однако даже на этом — обыч­но считающимся первичным и достаточно ригидным, — уровне включение одного и того же признака в разные функциональные системы может менять соотношение генетической и средовой компонент общей дисперсии. Иначе говоря, психофизиологический признак — тоже «признак-событие».

3. Психогенетика индивидуального развития («онтогенетика»)

Относительно новая область психогенетики. Основные представления об индивидуальном развитии: линейная и нелинейная модели; «атомистическая» и «организменная» гипотезы, соотношение биологического созревания и пси­хического развития. Нормативное развитие как реализация видоспецифичес-кой генетической программы и индивидуальные траектории развития как ре­зультат взаимодействия данного генотипа с данной средой.

Основные направления психогенетических исследований развития: а) воз­растная динамика соотношения генетической и средовой компонент в вариа­тивности одного и того же фенотипа; б) роль генотипа и среды в переходе с этапа на этап (проблема генетической преемственности этапов); в) детерми­нанты индивидуальных траекторий развития. Амплификационная модель Р. Пломина; увеличение генетической доли в дисперсии оценок интеллекта, начиная с пубертатного возраста. Исследование индивидуальных траекторий развития Р. Вильсона. Гипотеза А.Р. Лурия о снижении генетических влияний при переходе от «натуральных» форм психологических функций к высшим, социально опосредованным.

Возрастная динамика генотип-средовых соотношений как основа для воз­растной периодизации и для выделения сензитивных периодов развития.

Роль наследственности в манифестации некоторых форм дизонтогенеза. Рассматриваются только те варианты его, которые не предполагают сниже-

ния общего интеллектуального уровня и, следовательно, не препятствуют, например, обучению в массовой школе.

4. Асоциальное поведение - генотип или среда?

Коротко рассматриваются эмпирические данные, касающиеся алкоголизма и криминального поведения. Генетическая детерминация индивидуальной чув­ствительности к алкоголю как любому фармакологическому препарату. Муж­чины с кариотипом XYY. Исследования близнецов, сиблингов, приемных детей. Основная линия анализа: формальная оценка этих данных может привести к выводу о генетической обусловленности асоциального поведения, однако вклю­чение в анализ дополнительных данных, касающихся когнитивных и личнос­тных характеристик, особенностей семейной среды и т.п., позволяет утверж­дать, что влияния наследственности здесь опосредованы многими индивиду­альными особенностями и средовыми переменными.

5. Общее заключение

Психогенетика сегодня — развитая наука со всеми атрибутами таковой. К ней вполне применимо определение, данное Ф. Фогелем и А. Мотульски генетике человека вообще: «...это область генетики, которая изучает законы наследственности и изменчивости у самых интересных организмов — челове­ческих существ» (1989, т. I, с. 10).

Заключительная часть курса посвящена месту психогенетики в системе психологических знаний. Анализируются проблемы, вне генетического иссле­дования надежно не решаемые: этиология человеческой индивидуальности, уточнение ее структуры и структуры отдельных психических функций; выде­ление разных типов средовых воздействий; некоторые закономерности онто­генеза и возрастная динамика генотип-средовых соотношений и т.д. Еще раз анализируется специфика психологического фенотипа и роль психогенетики в ее изучении.

Грамотное понимание имеющегося в психогенетике массива данных дол­жно опираться на два концептуальных момента: 1) речь идет о причинах ме­жиндивидуальной вариативности, а не об эволюции психики; 2) связь между генетической и средовой изменчивостью — с одной стороны и поведением, психикой — с другой, вероятностна, поскольку психологические признаки принадлежат к классу мультифакторных признаков, — т.е. таких, которые определяются большим количеством и генов, и средовых факторов. Поэтому знания относительно факторов, формирующих популяционную изменчивость, не переносимы на различия между группами и на отдельного индивида. Высо­кая генетическая дисперсия в вариативности признака означает его высокую первичную индивидуализированность, но не означает ни неизменности, ни незначимости средовых воздействий.

Завершается курс рассказом о возможных выводах для решения практи­ческих задач, — включая особенности развития детей-близнецов.

 

 








Дата добавления: 2015-09-29; просмотров: 1482;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.