Тема 4. Теория познания
Познание как особый вид деятельности.
Французский лингвист Гюстав Гийом сформулировал тезис, который может претендовать на роль фундаментального принципа теории познания: «Наука основана на интуитивном понимании того, что видимый мир говорит о скрытых вещах, которые он отражает, но на которые не похож». Мы действительно почти никогда не удовлетворены уровнем наших знаний, мы постоянно предполагаем, что за тем, что освоено, скрывается ещё что-то. А что именно? Этого мы не знаем, но хотели бы знать.
Можно сказать, что вся история философии пытается ответить на этот вопрос: что представляет собой мир «скрытых вещей», к познанию которого мы стремимся? Для Демокрита за «видимым миром» скрывались атомы и пустота, для Платона – мир объективных идей. Иными словами, для того, чтобы объяснить познание в его постоянном стремлении перейти границу познанного, мы пытаемся представить сам познаваемый нами мир как некоторую двухэтажную конструкцию, состоящую из непосредственно данных (или познанных) и скрытых вещей.
Философская теория познания называется гносеология(от греч. gnosis – знание, познание).Современная гносеология расширила сферу своих интересов. Если раньше считалось, что наиболее верные знания дает наука и, прежде всего, естественные науки, то сейчас в гносеологии рассматриваются и обсуждаются такие темы, как интуиция, религиозный опыт, и другие. В общем плане гносеология – философское учение об истине и путях ее достижения.
Центральные проблемы гносеологии:что такое познание, какова природа знания, что такое истина и ее типы, каково взаимоотношение между субъектом и объектом познания; анализ познавательных возможностей человека; разработка наиболее общих правил и принципов познания.
Познание — процесс целенаправленного активного отображения и проектирования действительности сознанием человека.
В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:
• познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);
• познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры). (Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества)
Важным вопросом гносеологии является вопрос о возможности познания как достоверного отражения и проектирования действительности
В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания:
• гностицизм;
• агностицизм.
Гностицизм:
а) гносеологический оптимизм – человеческое познание достаточно точно отражает окружающий мир. Так, уже Аристотель создал целую науку – логику, которая формулирует правила и законы доказательного, последовательного мышления (сочинение «Органон» – инструмент, способ познания). Согласно гностицизму, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. (Что не узнаем мы, узнают наши потомки);
б) гносеологический пессимизм обращает внимание на трудности познания, стремится обозначить его пределы. Античный скептицизм (греч. skeptikos– рассматривающий, познающий) в лице Пиррона и его последователей выражал сомнение в надежности органов чувств человека. Скептицизм считает, что нет гарантии, что ощущения человека адекватны реальным вещам (палка, погруженная в воду, кажется сломанной).
Агностицизм (греч. agnostos – непознаваемый) (часто — идеалисты) – позиция, отрицающая возможность познания сущности вещей и полагающая границы человеческому познанию. Иногда агностицизм понимают неверно, как позицию, отрицающую возможность познавательной деятельности вообще. В то время как Д.Юм (1711-1776) писал: «Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих, поверхностных качеств объектов, скрывая от нас те силы и принципы, от которых всецело зависят действия этих объектов».
Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:
• человек обладает ограниченными познавательными возможностями (наличие антиномий);
• сам окружающий мир непознаваем в принципе — человек сможет познать лишь явления (феномены) вещей, поскольку вещи нам даны в формах нашего человеческого опыта. Каковы же вещи сами по себе, о том может знать лишь Бог. (человек никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений — "вещей в себе").
Выводыиз многовекового спора о познаваемости мира:
- познание сущностей, законов и принципов природных и социальных процессов возможно, но постепенно и бесконечно; время от времени приходится менять сами правила познания, чтобы осмыслить новые для человечества уровни реальности; (человеку, сидящему в яме, ясно все, он все знает вокруг себя, но стоит начать подниматься вверх – а там огромным мир, которые был не ведом ему ранее; первобытный человек также «знает все»; Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю»
- в составе нашего знания всегда сочетаются объективные и субъективные элементы; в одних познавательных ситуациях больше объективного, в других – субъективного;
- знание причудливо взаимосвязано с незнанием; последнее не только вредно, но и полезно; лишнее, опасное знание может быть хуже незнания, всеведение никому не доступно и потому знание всегда дополняется и усиливается верой в некие ценности и идеалы, рационально полностью необосновываемые.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 1545;