Проблема истины в процессе познания.
Познавательная деятельность направлена на получение истинных знаний для дальнейшего использования их в практической деятельности.
Категория истины является центральной в гносеологии. Однако само понимание истины многоуровневое.
Уровни понимания истины:
1. Онтологический уровень. Истина рассматривается как свойство самого бытия, как подлинное бытие, противостоящее бытию неподлинному, иллюзорному. В рамках религиозно-философских построений, Царство Божие или мир платоновских идей истинны, они противостоят мнимому– телесному, чувственно воспринимаемому бытию. Истина здесь сопрягается с духовной очевидностью и откровением.
В реалистических концепциях и обыденном сознании истина соотносится с неким эталоном (настоящий ученый, истинный гражданин) – то есть мы соотносим нечто с бытийствующим эталоном или идеалом. Предмет соответствует своему понятию, поэтому истинен.
2. Логико-семантический уровень. В рамках этого уровня функционируют дедуктивные науки. Итина фиксируется терминами «правильность», «достоверность». Подразумевается формальная безупречность доказательства теоремы или получения какой-либо логической формулы на основе исходно принятых условий.
3. Ценностно-экзистенциальный уровень – фиксируется в русском языке словами правда, праведность, правота, совесть
Смыкается с онтологическим уровнем. Истина в ее греческом значении – aleteia, по М. Хайдеггеру, означает «несокрытость бытия», т.е. некое подлинное его измерение, которое всегда пребывает в нас и с нами, но которое надо научиться видеть и слышать.
Самое древнее определение истины, получившее название классического, гласит, что истина – это соответствие мыслей действительности.
Классической концепции истины придерживались Платон и Аристотель. В современной философии эта концепция получила дальнейшее развитие, которое состоит, прежде всего, в обосновании объективности истины.
Объективная истина – это такое содержание знаний, которое не зависит от субъекта. Это не означает, что объективная истина является элементом объективного мира.
!Объективную истину можно определить как содержание человеческих знаний, которое соответствует объективному миру, то есть воспроизводит его.
Связующим звеном между знаниями и объективным миром является практическая деятельность людей. Практическая заданность предмета познания не лишает его объективности, но делает эту объективность относительной в том смысле, что на каждой ступени исторического развития человечества в соответствие с уровнем развития предметно-практической деятельности познанию раскрываются лишь какие-то ограниченные свойства объективной реальности, некоторый ограниченный её срез.
С этой же ограниченностью связано и такое свойство истины как её относительность. Понятия относительной и абсолютной истины характеризуют истину как процесс изменения и развития знания об объективном мире.
Длительное время в философии и науке преобладало представление об истине как об абсолютном и неизменно достоверном знании. Истина в таком понимании противопоставлялась заблуждению. Однако история науки свидетельствует о том, что наши знания не являются ни абсолютно точными, ни неизменными. Они носят приближённый характер и постоянно пополняются. Поэтому истины, установленные наукой, относительны. Л. Андреев: «Истина – это ложь, которую еще не успели доказать»
!Относительная истина – это знание, которое приближённо и неполно воспроизводит объективный мир, которое пополняется и конкретизируется от эпохи к эпохе.
Возможно ли достижение абсолютной истины? Что такое абсолютная истина?
Прежде всего, под абсолютной истиной понимают предельно точное и полное знание. Такого рода истина – идеал, предел человеческого знания, который недостижим ни на каком конкретном этапе познавательной деятельности человека. Процесс развития науки – это приближение к такой абсолютной истине, однако предел полноты и точности нашего знания о мире постоянно отодвигается, и абсолютная истина ускользает от человека.
Существует и другое истолкование понятия абсолютной истины. Под абсолютными истинами понимают также некоторое знание, которое не опровергается дальнейшим развитием науки. К такого рода знанию относятся, во-первых, истины-факты: например, Земля – планета солнечной системы. Во-вторых, к таким абсолютным истинам можно отнести все достоверные знания, накопленные человечеством в данную эпоху. В качестве примера можно привести законы Ньютона, которые, несмотря на то, что физика со времён Ньютона ушла далеко вперёд, всё же не потеряли своей истинности. Подобного рода истины и относительны и абсолютны одновременно. Относительны в том смысле, что они применимы только к определённой ограниченной области действительности, а абсолютны в том смысле, что они не опровергаются в ходе развития науки, а включаются в качестве органической составляющей в более сложное и более полное знание о мире.
Поиск истины неотделим от заблуждений и появления ложных представлений.
Ложь– преднамеренное возведение неверных представлений в ранг истинных или преднамеренное сокрытие истины от других людей. В основе лжи всегда лежит субъективный и корыстный расчет. («Фантазеры» Н. Носова). Социально-политической формой лжи является целенаправленная дезинформация, когда для обмана человека используется специальный набор знаний и технических средств.
От лжи следует отличать заблуждение.
Заблуждение – непреднамеренная трактовка истинного знания как ложного, а ложного – как истинного. Нахождению истины в науке обычно предшествует цепь заблуждений. В данном случае заблуждение – это не просто ошибка, а ошибка, принимаемая за истину. Такие заблуждения существуют до тех пор, пока не сталкиваются с фактами, их опровергающими. Таким образом, заблуждения предстают ступеньками познания и выполняют определенные познавательные функции. Примерами такого рода заблуждений являются идеи эфира и теплорода. Теория эфира послужила предпосылкой волновой оптики и электродинамики, а идея теплорода – основанием физического учения о тепловых процессах. Поиск философского камня в алхимии привел к развитию химии.
В завершении разговора мы можем уточнить определение истины.
Истина – это такое объективное содержание наших знаний, которое удостоверено (доказано) в качестве независимого от субъективно-психологических компонентов, не выходит за границы своей применимости и не претендует на окончательный и завершенный характер.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 1613;