Формы бытия.
В современной философии выделяются следующие формы бытия, связанные между собой:
1. Бытие вещей и процессов:
а) бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого;
б) бытие вещей и процессов, произведенных человеком.
2. Бытие человека;
3. Бытие духовного (идеального):
А) индивидуальное духовное (индивидуальное сознание, воля и т.п.) – существует в виде сугубо индивидуальных, неповторимых процессов сознания и бессознательного, материализованных и "локализованных" в процессах и проявлениях работы мозга, центральной нервной системы, всего организма. "Микромир" бытия духовного в его индивидуализированных формах, о котором сейчас идет речь, исследуют такие, например, науки, как психология. Индивидуализированное и внеиндивидуальное духовное тесно переплетены, способны "переливаться" друг в друга. К примеру, когда-то в глубокой древности человек "нашел" идею колеса. В дальнейшем эта одна из успешнейших технических идей воплотилась, "опредметилась" в реальных колесах, а потом стала вести и свое относительно самостоятельное существование. Она воплотилась в знаниях о колесе, которые передавались через опыт поколений, подтверждавших и обогащавших идею. Идея колеса сначала применялась к ограниченному кругу предметов, потом стала "работать" в великом множестве все более сложных устройств. И соответственно она включалась во все более сложные виды человеческих знаний. Так смертные люди породили бессмертную идею. Она обособилась от индивидуального процесса сознания и действия. Началась жизнь идеи. Платон приводил другие, но сходные примеры. Ткацкий челнок, рассуждал он, может испортиться или вовсе исчезнуть. Идея же челнока (имелся в виду хорошо продуманный принцип его изготовления и работы) непреходяща в том смысле, что может служить везде и всегда, где и когда потребуется челнок изготовить.
Б) объективированное духовное (или внеиндивидуальное: общественное сознание, религия, культура, наука, искусство, язык и т.п.). Специфика объективированного бытия заключается в том, что его элементы и фрагменты (идеи, идеалы, нормы, ценности, различные естественные и искусственные языки) способны сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени. Духовная жизнь человечества, духовное богатство цивилизации и культуры, социальная жизнь - это специфическое "место бытия" объективированного духовного, чем и определяется его место в целостном бытии.
Особую роль в этой сфере играют духовно-нравственные принципы, нормы, идеалы, ценности, такие, как, скажем, красота, справедливость, истина. Они существуют в виде и индивидуализированного и объективированного духовного. Оба эти вида духовно-нравственного бытия играют существенную роль в развитии личности (как индивидуализированное духовное) и в совершенствовании культуры (как объективированное духовное).
4. Социальное бытие – бытие отдельного человека в обществе, культуре и бытие общества в целом
Бытие имеет свою противоположность – небытие. В истории философии эти два понятия обычно использовались в диалектическом единстве: из небытия рождается бытие, которое по истечении времени возвращается к своему началу – небытию:
небытие бытие небытие
Интересно в связи с этим учение даосов о двух Дао. Описывая Дао, даосы часто наделяли его человеческими качествами, говорили о нём как о живом существе. Оно совершает подвиги, оно с любовью воспитывает все существа. Наиболее глубоким местом в даосизме является учение о двух Дао. Первое Дао безымянно и невидимо, оно – небытие. Второе Дао содержит в себе множество образов – вещей. Первое – бестелесно, туманно, пусто, неопределённо, бездеятельно. Второе – бесконечно, неисчерпаемо, непобедимо, всемогуще, действует повсюду. Однако второе Дао внутренне связано с первым. Оба они переходят друг в друга.
В систематизированном виде учение о Дао можно представить следующим образом. Небытие первично – это – Дао, не имеющее имени. О небытии можно говорить только отрицательно. Отсюда и характеристики первого Дао: не имеет тела (формы), неслышимо, невидимо, неопределенно и т.д. Небытие порождает бытие. Бытие – это Дао, имеющее имя. Физическим аналогом второго Дао является небо и земля.
Так как все вещи своей глубочайшей субстанцией имеют небытие, то они непрочны, постоянно уходят в небытие, возвращаются к своей первооснове. И единственный постоянный признак мира – это возвращение к первооснове. Поэтому только ничто (небытие) вечно и постоянно.
Философское понимание материи.
Для обозначения природных форм бытия в философском познании было разработано понятие материи. Слово «материя» в дословном переводе с латинского означает «вещество». Впервые встречается у Платона. В истории философии длительное время материя отождествлялась с веществом. В ходе развития философской мысли существовали различные концепции материи, так или иначе отражающие уровень развития естествознания.
Близким к понятию материи и часто совпадающим с ним является понятие субстанции. Субстанция (в переводе с лат. – сущность, то, что лежит в основе) – естественное, «физическое» основание бытия и его сверхприродное, метафизическое начало.
Для древней философии естественные начала мира выступают в форме первостихий: земля, вода, огонь, воздух или мысленных конструкций (апейрон, атом). Причем одна из стихий могла (особенно в Др. Греции) приниматься за исходную, фундаментальную. Например, по Гераклиту первооснова мира - это Огонь, который отождествляется с космосом. Возгорание и угасание огня чередуются и продолжаются вечно. При угасании космический огонь переходит в другие субстанции – в воду, землю, воздух. Стихии, в свою очередь, пронизываются, связываются энергетическим началом: пневмой (греки), «праной» (Индия), ци (Китай).
Позже понятие субстанции расширилось до некоего предельного основания – постоянного, устойчивого и существующего независимо от чего бы то ни было, к которому сводится все многообразие и изменчивость воспринимаемого мира. Такие основания – материя, Бог, сознание, идея, эфир и т.д.
Рене Декарт (латинское звучание – Картезий) (1596-1650), представитель философии Нового времени, в основе мира видел два равноправных начала: дух и материю, идеальное и материальное. Философия Декарта имела дуалистический характер. Дуализм – от латинского слова dualis – двойственный – философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал.
Материю Декарт понимал как телесную субстанцию (от латинского – сущность, нечто, лежащее в основе) и отождествлял с протяжённостью и пространством. С точки зрения Декарта, материальным предметам присущи только протяжение в длину, ширину и глубину. Мировая материя (пространство) - беспредельна, однородна и делима до бесконечности. Декарт говорит о движении материи, которое понимает как механическое, имеющее внешний толчок. Общей причиной движения, по его мнению, является Бог.
Декарт – дуалист. Кроме телесной субстанции есть ещё другая независящая от неё мыслящая субстанция. Именно из этих двух субстанций состоит человек. С точки зрения Декарта, Бог соединяет в человеке материальную субстанцию (тело) и мыслящую субстанцию (душу, разум).
В философии существует несколько подходов к понятию (категории) "материя":
• материалистический монизм –материя есть основа бытия, материальный мир един и неделим. Дух, сознание, идеальноене обладают субстанциональной природой и выводятся из материального как его свойства и проявления. Такой подход в наиболее развитом виде характерен для представителей материализма европейского Просвещения 18 в., К. Маркса и его последователей;
• идеалистический монизм— материя является производным от идеального начала, обладающего вечным существованием, неуничтожимостью и первоосновой бытия.
Объективно-идеалистический монизм – материя существуеткак порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа (религиозные системы, христианство – Бог, Платон – первоосновой бытия являются вечные идеи, Гегель – несотворимая и саморазвивающаяся «абсолютная идея»;
субъективно-идеалистический подход- материи как самостоятельной реальности не существует вообще,она лишь продукт (феномен — кажущееся явление, "галлюцинация") субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа (Д. Беркли)
• дуализм (от лат. dualis – двойственный)–философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал: духа и материи.
Структура материи:
Материя условно делится на три структурных уровня:
1. Мегамир–часть материального мира, в которой познание доступно астрономическому (наблюдательному и теоретическому) исследованию: планеты, системы планет, галактики, системы галактик, Вселенной, мира в целом;
2. Макромир – часть материального мира, в которой живет и действует человек и возможно познание путем непосредственного восприятия с помощью органов чувств человека: человек, семья, коллектив, социальная группа, общество, природа, (многоклеточные организмы, виды, популяции, биогеоценозы), вещи;
3. Микромир – часть материального мира, в которой для человека невозможно познание путем непосредственного наблюдения (кварки и др. единицы материи, меньшие, чем атом, атом, молекулы; доклеточный уровень: ДНК, РНК, белки, клетки).
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 864;