Проблема бытия в истории философской мысли.
Как философская категория «бытие» появляется, когда философской мыслью была поставлена проблема существования. Наиболее ранние попытки философского осмысления проблемы бытия содержатся в древнеиндийской и древнекитайской философии. Философия Др. Индии содержит идеи о целостной духовной субстанции, о бессмертной душе, представления о естественных началах мира. В Древнем Китае уделяется внимание бытию человека, общественному бытию.
В Античной Греции бытие выделяется как самостоятельная категория. Парменид вводит понятие бытия в его общем, абстрактном значении. Под бытием он понимает исходное начало и основание мира. Но на той стадии развития философии едва родившаяся абстрактная мысль о бытии еще была слита с предметно-образным изображением бытия. "...И все бытие отовсюду, - сказано в поэме Парменида, - замкнуто, массе равно вполне совершенного шара с правильным центром внутри". Пармениду казалось вполне естественным изображать бытие, и изображать его в виде некоего самого большого шарообразного "футляра", как бы вмещающего и отграничивающего все, что существует в мире. Правда, Парменид добавлял, что "узреть" такой шар можно только разумом, а не чувством. Философ выдвигает идею о неизменной сущности истинного бытия. Бытие, сущее – это нечто реальное, оно «есть». Ему противостоит небытие, несущее, «не есть».
«Быть или вовсе не быть – вот здесь
Разрешенье вопроса.
Есть бытие, а небытия вовсе нету;
…Цельное все, без конца, не движется и однородно,
Небыло в прошлом оно, не будет, но все – в настоящем»
Бытие едино, непрерывно, неподвижно, совершенно, не подвержено гибели. Философы бытие в таком качестве называют «абсолютные бытием» или абсолютом, Единым и пр. В развитых религиях это бытие определяется как Бог.
Тут снова стоит вернуться к сопоставлению парменидовского и гамлетовского "быть или не быть", с которого начались наши размышления о категории бытия. Гамлетовский выбор: достойно человека жить (быть) или стоит добровольно прервать нить жизни, уйдя в небытие. Парменидовская же мысль констатирует иное противоречие: будут или не будут отдельные вещи и человеческие существа - это не отменит главного основания жизни и философии, непреходящего бытия мира. Отсюда, согласно Пармениду, следует: есть только бытие мира, а его небытия нет. Обе стороны вопроса "быть или не быть" - конкретный смысложизненный и общефилософский - в конечном счете диалектически связаны между собой. Конкретная вещь разрушилась, данный человек умер, но они не исчезли из целостности бытия мира. Они остались как иные материальные его состояния. И "само бытие" сохраняется как вечное, пребывающее.
ü Гераклит (554-483 гг. до н.э.) говорил о постоянной изменчивости бытия, его текучести.
ü Платон (427-347 гг. до н.э.) впервые указал на то, что бытием обладает не только материальное, но и идеальное. Он выделял «истинное бытие» – мир объективно существующих идей, которое противопоставлял «чувственному бытию». Платон указывал также и на бытие понятий, самостоятельно существующих в сознании человека.
ü В средние века парменидовское истинное чистое бытие отождествляется сБогом, который и выступает причиной и основанием существования мира.
ü В Новое время философы-материалисты нредко связывают понимание бытия с физической реальностью, происходит «натурализация бытия». Новое время и эпоха классической немецкой философии выделяют такие категории, как «субстанция», «объективно развивающаяся идея» и т.д. В то же время в системах субъективного идеализма бытие субъективируется (Беркли, Юм): мыслящий, воспринимающий субъект обеспечивает возможность существования материального мира.
ü ХХ век расширяет трактовку бытия и связывает его понимание с человеческим существованием, ценностями, языком. В философии XX в. в экзистенциализме все проблемы бытия сводятся к бытию человека. Бытие вещей несущественно. Оно не имеет значения. Значимо только ощущение своего бытия в мире человеком.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 1308;