Русская философия
Особенности раннего периода развития русской философии.
Появление философии на Руси следует относить к X – XI вв., однако философия этого периода остаётся до сих пор явлением малоизученным. Для этого есть свои причины. Первая причина заключается в существовании европоцентристской точки зрения, согласно которой считается, что философия на Руси появляется только после Петра I, т.е. в XVIII в. Вторая причина состоит в трудности изучения русской средневековой философии. На Руси не было профессиональных философов, которые бы оставили после себя философские работы. Философская мысль Древней Руси развивалась в рамках теологии, религии, в произведениях искусства, литературных памятниках. Нет собственно философских текстов. Философскую проблематику приходится выделять из других произведений. Трудности изучения философии этого периода связаны ещё и с тем, что философская мысль существовала не только в вербальной форме в виде текстов, но и в живописи, архитектуре или опосредованно, когда не оставалось каких-либо материальных источников. Русская культура хранит память о Сергии Радонежском. Служению людям посвятил он свою жизнь. Не оставив после себя ни одной книги, Сергий Радонежский до сих пор остаётся великим учителем земли русской благодаря своим деяниям.
Для понимания русской средневековой философии важно знать и понимать специфику культуры той эпохи. Пониманию философии в значительной степени способствует прояснение образа философа и определений философии, распространённых на Руси.
В первую очередь философами на Руси называли античных мыслителей (Сократа, Платона и Аристотеля) и великих мудрецов Востока. Сочинения древних греков на Руси известны не были. Существовали только предания о них. Античная философия изучалась в основном по сборникам афоризмов. Образцом восточной мудрости на Руси считался древнееврейский царь Соломон.
Философами считались также просветители (в т.ч. создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий). Константин Кирилл-
философ дал первое известное на Руси определение философии: Философия – это уподобление Богу как создателю и творцу. В средневековом Боге сосредоточены все самые совершенные качества. Человек тоже может расти в духовном плане. Осознав своё несовершенство, человек начинает стремиться к самосовершенствованию. Осознанное стремление к совершенству, т.е. к Богу, Кирилл называет философией.
Следующее олицетворение образа философа связано с толкованием текстов и сложных явлений природы. Философ – это самый мудрый комментатор, толкователь текстов, солнечного знамения, сложных природных явлений.
И, наконец, философ – это тот, кто стремится к необычному поведению, увлекается духовными, а не материальным ценностями, и способен отрешиться от материальных благ и удобств. Такими людьми, как правило, были монахи. О монахах на Руси говорили как о подлинных философах. В таком понимании философия выступает как тип поведения, а монахи являлись носителями такой философии. Они доказывали преимущества духовных ценностей над материальными. Монастыри в Древней Руси были очагами культуры и просвещения. Такое положение монастырей сохранялось вплоть до появления первых университетов. В монастырях были сосредоточены многие интеллектуальные функции: здесь занимались богословским творчеством, писательством, перепиской книг. В стенах монастырей развивалась живопись, иконопись, врачевание, пение, архитектура, навыки ведения хозяйства. Монастырям принадлежали огромные библиотеки. В Соловецком монастыре была создана первая электростанция.
Всего в древнерусской философской традиции можно найти более двадцати толкований термина «философ» и «философия». Классические для славянского мира определения философии дал Иоанн Дамаскин (VIII в., Сирия). Он рассматривал философию с различных точек зрения и дал шесть определений. Философия в его определениях – это познание сущности вещей, которая недоступна для других наук, т.к. является умопостигаемой, это познание божественного и человеческого (или объективного и субъективного), это вершина наук и искусств, стремление к мудрости, а значит, – к Богу, т.к. Бог есть истинная мудрость.
В XVI в. митрополит Даниил делает дополнения к шести определениям Дамаскина и развивает учение о двух видах философии: аскетической, духовной, богословской и мирской, прагматической. Существовали и другие определения.
Первый период (X - XVII вв.) стал основополагающим периодом в развитии отечественной философской мысли. В этот период закладывалась основная проблематика, представленная всеми основными отраслями философского знания: онтологией, гносеологией, философской антропологией, философией истории. Вместе с тем определяется специфика русской философской мысли, которую можно определить тремя главными особенностями:
- Преобладание практической направленности, которая проявлялась в ориентации на общественно-политическую и этическую проблематику.
- Повышенное внимание к внутреннему миру человека, к проблемам духовного, а не физического бытия.
- Воплощение философских идей, как правило, осуществлялось в художественной форме в виде словесных образов или в изобразительном искусстве. Философия не выделялась в особую форму интеллектуального творчества и была рассредоточена по всему контексту культуры, пронизывала все виды творчества. Поэтому наиболее верным является понимание древнерусской философии как всеохватывающей мудрости.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 859;