Глава 1. НЕПРОСТЫЕ ОРЕШКИ
Помните, у Пушкина:
Белка песенки поет Да орешки все грызет. А орешки не простые — В них скорлупки золотые, Ядра — чистый изумруд.Слуги белку стерегут.
И хотя поэт, вроде бы, называет ель, гораздо справедливее было бы отнести его слова к кедровой сосне, сибирскому кедру. Именно это дерево прячет в своих шишках удивительные орешки, чьи ядра по ценности действительно можно сравнить с изумрудом.
Среди других даров кедрового леса орешки сибирского кедра — настоящее сокровище. Их питательные и вкусовые качества очень высоки, а продукты, получаемые из орешков, по калорийности, усвояемости и другим показателям превосходят аналоги животного происхождения. Подсчитано, что если собрать и переработать годовой урожай орехов кедра, то можно удовлетворить мировую потребность в растительном масле.
Население Сибири из века в век использовало кедровые орешки как пищевой и лечебный продукт, а за «сибирским разговором» — щелканьем орешков — проходили посиделки, коротались длинные зимние вечера.
Вот что писал о подобном «сибирском разговоре» Б. Н. Полевой в «Повести о настоящем человеке»:
«На шестой ночлег он расположился опять под зеленым шатром раскидистой ели, а костер разложил рядом, вокруг старого смолистого пня, который, по его расчетам, должен был жарко тлеть всю ночь. Еще не стемнело. На вершине ели суетилась невидимая белка. Она лущила шишки и время от времени, пустые и растерзанные, бросала вниз. Алексея, у которого теперь пища не выходила из ума, заинтересовало, что же находит в шишках зверек. Он поднял одну из них, отколупнул нетронутую чешуйку и увидел под ней однокрылое семечко размером с просяное зерно. Оно напоминало крохотный кедровый орешек. Он раздавил его зубами. Во рту почувствовался приятный запах кедрового масла. Алексей тотчас же собрал вокруг несколько нераскрывшихся еловых шишек, положил их к огню, подкинул веток, а когда шишки ощетинились, стал вытряхивать из них семена и тереть между ладонями. Он сдувал крылышки, а крохотные орешки бросал в рот.
Тихо шумел лес. Тлел смолистый пень, распространяя душистый, отдающий ладаном неедкий дым. Пламя то разгоралось, то затухало, и из шумящей тьмы то выступали в освещенный круг, то отходили обратно во мрак стволы золотых сосен и серебряных берез. Алексей подбрасывал ветки и снова принимался за еловые шишки. Запах кедрового масла будил в памяти давно позабытую картину детства... Маленькая комната, густо населенная знакомыми вещами. Стол под висячей лампой. Мать в праздничном платье, вернувшаяся со всенощной, торжественно достает из сундука бумажный фунтик и высыпает из него в миску кедровые орехи. Вся семья — мать, бабушка, два брата, он, Алексей, самый маленький, садится вокруг стола, и начинается торжественное лущение орешков, этого праздничного лакомства. Все молчат. Бабушка выковыривает зернышки шпилькой, мать — булавкой. Она ловко надкусывает орешек, извлекает оттуда ядрышки и складывает их кучкой. А потом, собрав их в ладонь, отправляет разом в рот кому-нибудь из ребят, и при этом счастливчик ощущает губами жесткость ее трудовой, не знающей устали руки, пахнущей ради праздника земляничным мылом...»
Именно за ореховый дар «Богоданными кедровыми рощами» называл сибирские кедровые леса протопоп Аввакум. И такое почтительное, восхищенное отношение понятно — в отдельные урожайные годы валовой урожай орешков достигал полутора миллиона тонн! Из этого количества можно было получить:
· 220 тысяч тонн пищевого белка — высококачественного и легкоусвояемого,
· 150 тысяч тонн крахмала,
· 500 тысяч тонн замечательного высыхающего кедрового масла.
Кстати, если сравнивать с подсолнечником, то для получения такого же количества растительного масла пришлось бы засеять более миллиона гектаров самых плодородных земель. По питательным же качествам кедровое масло превосходит и подсолнечное, и сливочное и не уступает прованскому, или оливковому.
Но давайте все по-порядку: орешек в шишке, шишка на ветке, ветка на кедре...
Прежде всего, попробуем разобраться, на кедре ли вырастают орехоносные шишки?
.
Дата добавления: 2015-09-29; просмотров: 1225;