Революционно-демократическое направление.
На левом фланге этого движения выделилась революционно-демократическая группировка, ее вождем стал Н.Г. Чернышевский.
Приложение 27 к теме 5.1. Николай Гаврилович Чернышевский в одиночной камере, где он провел 688 дней.
Чернышевский Николай Гаврилович (1828 - 1889) - революционный публицист, социалист-утопист, писатель. Знал 10 языков. Сотрудничал в журналах "Современник" и "Отечественные записки".
Чернышевский полагал, что в результате крестьянской революции Россия сможет миновать капитализм, создав условия для социалистических отношений. В 1862 был арестован по обвинению в сношениях с эмигрантами, подвергнут «гражданской казни» (над его головой сломали шпагу), и содержался в Петропавловской крепости, где написал роман "Что делать?". Провел 7 лет на каторге и 12 лет в Вилюйском остроге, отказавшись подписать прошение о помиловании. В Сибири написал роман "Пролог".
Сторонник демократии и социализма, он видел освобождение крестьян от крепостной зависимости при условии максимального наделения их землей за минимальный выкуп.
Идею решительных перемен во имя народа разделял с Чернышевским его соратник по журналу «Современник» Н.А. Добролюбов.
Приложение 28 к теме 5.1. Портрет. Николай Александрович Добролюбов.
Николай Александрович Добролюбов(1836, Нижний Новгород - 1861, Петербург) - критик, революционный демократ. Сотрудничал с журналом «Современник», выступал против монархии, крепостничества, отвергал идеи либерализма, считая возможной крестьянскую революцию, результатом которой будет социалистический строй, подготовленный развитием крестьянской общины.
Огромная работа Добролюбова в журнале (только в 1858 он написал около 75 статей и рецензий) подорвала его слабое здоровье. В 1860 году, будучи больным туберкулезом, безуспешно лечился за границей. Вернувшись в Петербург, до конца жизни работал в журнале «Современник» с присущими ему страстностью и энергией.
Особое место в русском радикализме занимал Д.И. Писарев - ведущий публицист журнала «Русское слово».
Приложение 29 к теме 5.1. Портрет. Дмитрий Иванович Писарев.
Писарев Дмитрий Иванович (2. 10. 1840 - 4. 7. 1868) - публицист, литературный критик. Погиб в результате несчастного случая – утонул в море.
Публицистические и литературно-критические статьи и рецензии Писарева в "Русском слове", отмеченные духом радикализма, быстро привлекли внимание публики. Журналистская деятельность Писарева привела к его аресту 2 июля 1862 г. и четырехлетнему заключению в Петропавловской крепости.
В начале 1860-х гг. Дмитрий Писарев выдвинул идею достижения социализма через индустриальное развитие страны («теория реализма»). Пропагандировал развитие естествознания, которое считал средством просвещения и производительной силой.
Сторонников Писарева называли нигилистами (от лат. nigil – ничего).
Нигилизм(от лат. nihil – ничто) – в широком смысле – умонастроение, связанное с установкой на отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры.
В России нигилистами стали именовать представителей радикального направления разночинцев-шестидесятников:
- выступавших с проповедью революционного мировоззрения,
- отрицавших социальные (неравенство сословий и крепостничество), религиозные (православно-христианская традиция), культурные («официальное мещанство») и иные официальные устои общества до- и пореформенной России, общепринятые каноны эстетики и проповедовавших вульгарный материализм и атеизм.
Отличительной особенностью российского нигилизма становится попытка в области осмысления социальных феноменов опереться на естественнонаучную теорию дарвинизма и экстраполировать ее методологию на процессы эволюции социума (человек есть животное; борьба за существование – основной закон органического мира; ценно и важно торжество вида, индивид же есть величина, не заслуживающая внимания) - в основе человеческих отношений должны лежать не отвлеченные идеалы, а соображения взаимной выгоды (разумный эгоизм).
Проповедь радикализма находила живой отклик в русском обществе.
Народники: люди и идеи.
Приложение 30 к теме 5.1. Схема «Революционные движения. Народники».
Следующий этап революционного движения 60 – 70-х гг. XIX в. – народничество.
Приверженцы этого течения подчеркивали, что интеллигенция, будучи в долгу перед народом, прежде всего крестьянством, обязана избавить его от гнета и эксплуатации. Народ признавался носителем зачатков нового, справедливого строя – социализма, основу которого видели в крестьянской общине.
Народники резко критиковали капитализм, считая его регрессивным явлением. Вслед за Герценом и Чернышевским считали, что Россия перейдет к социализму, минуя «язвы» капитализма (пролетаризации крестьян, появления буржуа-эксплуататоров…).
Идеологи народничества критически относились к государству как политическому институту. На первом плане для них стояли социальные и экономические вопросы, борьба за политические свободы отходила на второй план.
Главным средством достижения социальной справедливости народники 70-х гг. считали крестьянскую революцию. Поэтому народничество 70-х гг. принято называть революционным, в отличие от народников 80-х гг. – либералов, пропагандировавших мирный, просветительский путь преобразований.
Идеологами народничества стали основатели трех его течений:
1.Бунтарского (М.А. Бакунин): русский мужик по природе социалист и бунтарь. Интеллигенции нужно лишь «свистнуть в два пальца» - обратиться к крестьянству и поднять его на бунт.
Приложение 31 к теме 5.1. Акварельный автопортрет Михаила Александровича Бакунина. 1830-е годы.
Михаил Александрович Бакунин (18 [30] мая 1814, село Прямухино, Новоторжский уезд, Тверская губерния, Российская империя — 19 июня [1 июля] 1876, Берн, Швейцария) — русский мыслитель, революционер, панславист, анархист, один из идеологов народничества.
Дворянин, профессиональный военный. С 1840 года проживал за границей в эмиграции. В 1844 году правительствующий Сенат приговорил «бывшего поручика» Михаила Бакунина, отказавшегося вернуться в Россию, к лишению «дворянского достоинства и всех прав состояния», а также «в случае явки в Россию сослать в Сибирь в каторжную работу». Всё принадлежащее ему в России имущество было конфисковано в казну.
В июне 1848 года Бакунин принял активное участие в Пражском народном восстании.
В мае 1849 года он стал одним из руководителей восстания в Дрездене. После подавления восстания Бакунин бежал в Хемниц, где был арестован. Был приговорён Саксонским судом к смертной казни. Он отказался подписать просьбу королю о помиловании, но смертная казнь всё же была заменена ему пожизненным заключением. Вскоре, однако, саксонское правительство выдало его Австрии, где он был в 1851 году вторично судим и приговорен к смертной казни за участие в Пражском восстании, но и на этот раз замененную пожизненным заключением. В этом же 1851 году он был выдан австрийским правительством царскому правительству России. Отбывал заключение в Алексеевском равелине Петропавловской крепости (с 1851 по 1854 год) и в Шлиссельбургской крепости (с 1854 по 1857 год).
В 1857 году после 7 лет заключения, уступая настойчивым хлопотам семьи Бакунина, Александр II разрешил перевести его на вечное поселение в Сибирь.
Сначала Михаил Бакунин поселился в ссылке в Западной Сибири, в Томске, где он женился на дочери проживавшего по соседству польского дворянина Ксаверия Квятковского (Ksawery Kwiatkowski) — 18-летней Антонине Квятковской (Antonina Kwiatkowska).
В дальнейшем по ходатайству его родственника Муравьева-Амурского он был переведён в Иркутск.
Осенью 1861 года Михаил Бакунин совершил побег из Сибири через Японию и Америку в Англию в Лондон, где был принят Герценом в состав издателей «Колокола».
В сентябре 1864 года на конференции в Лондоне Карлом Марксом было учреждено Международное товарищество рабочих — I Интернационал. В 1868 году Бакунин вступил в основанный Марксом интернациональный союз рабочих.
В 1869 году на русском языке выходит издание «Манифеста коммунистической партии» Карла Маркса в переводе Михаила Бакунина.
Известен своими теоретическими работами по анархизму.
Анархизм (от др. греч. «ан», — «без» и «архэ», — «власть») — политическая философия, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком.
Анархизм — учение о том, что общество может и должно быть организовано без государственного принуждения.
Анархизм основывается на свободе и имеет своей целью уничтожение всех типов принуждения и эксплуатации человека человеком.
Анархизм предлагает заменить власть, существующую за счёт подавления одних людей другими и благодаря привилегиям одних по отношению к другим, сотрудничеством индивидов.
Идеи бакунинского анархизма нашли живой отклик в России и Европе.
Умер Михаил Александрович Бакунин 1 июля (19 июня) 1876 года в Берне, в Швейцарии, в больнице для чернорабочих, куда он был помещён по его настоянию. В Берн он приехал из Лугано за несколько недель до смерти и прямо сказал своим друзьям Фогтам, к которым явился, что приехал умирать. «Я приехал сюда, либо чтобы врачи подняли меня на ноги, либо, чтобы навечно закрыли мне глаза», — сказал он своим друзьям. За неделю до смерти Михаил Бакунин перестал есть и пить. В ответ на предложение выпить чашку бульона, сказал: «Подумайте, что вы делаете со мной, заставляя меня его пить; я знаю, чего хочу». Но от гречневой каши не отказался: «Каша — это другое дело». Это были его последние слова.
Михаил Александрович Бакунин похоронен в Берне, на кладбище Бремгартен, и над его могилой Фогтами был поставлен надгробный камень. На его похоронах присутствовало более двух сотен человек: немцы, поляки, швейцарцы. Русских не было.
2. Пропагандистское течение движения народников (П.Л. Лавров) считало, что народ надо готовить к революции путем долгой пропаганды.
Приложение 32 к теме 5.1. Фото Петр Лаврович Лавров.
Петр Лаврович Лавров (псевдоним Миртов; 2 [14] июня 1823, Мелехово, Великолукский уезд, Псковская губерния, Российская империя — 25 января [6] февраля 1900, Париж, Франция) — русский социолог, философ, публицист и революционер. Один из идеологов народничества. За причастность к покушению на Александра II был сослан, бежал за границу, установил контакты с рабочим движением европейских стран.
В его наследии, не до конца выявленном (825 произведений, 711 писем), — статьи в русской легальной печати, политические стихотворения, в том числе широко известная «Новая песня», получившая позднее название «Рабочая марсельеза» («Отречёмся от старого мира…»), которую А. А. Блок называл среди «прескверных стихов, корнями вросших в русское сердце… не вырвешь иначе, как с кровью…».
Лавров умер в Париже; похоронен на кладбище Монпарнас. Его последние слова: «Зовёт… живите хорошо. Кончается… кончилась моя жизнь».
3. Заговорщическое течение (П.Н. Ткачев) полагало, что хорошо организованная партия должна захватить власть, опираясь на нее, следует внедрить социализм в русскую жизнь.
Приложение 33 к теме 5.1. Фото Петр Никитич Ткачев.
Петр Никитич Ткачев (11 июля 1844, село Сивцово Великолуцкого уезда Псковской губернии — 4 января 1886, Париж) — русский литературный критик и публицист.
Родом из небогатой помещичьей семьи. Учился на юридическом факультете Петербургского университета. За участие в студенческих беспорядках и отсидел несколько месяцев в Петропавловской крепости. После вторичного ареста и ссылки эмигрировал за границу.
Ткачев был очень заметной фигурой в группе писателей крайнего левого крыла русской журналистики.
Как и все народники, Ткачёв связывал надежду на социалистическое будущее России с крестьянством, коммунистическим «по инстинкту, по традиции», проникнутым «принципами общинного владения». Но, в отличие от других народников, Ткачёв полагал, что крестьянство в силу своей пассивности и темноты неспособно самостоятельно совершить социальную революцию, а община может стать «ячейкой социализма» лишь после того, как будет уничтожен существующий государственный и социальный строй. В противовес господствовавшему в революционном движении аполитизму Ткачёв развивал идею политической революции как первого шага к революции социальной.
В последние годы своей жизни Ткачёв писал мало. В конце 1882 года он тяжело заболел, и остаток жизни провёл в психиатрической больнице. Скончался в 1886 году в Париже, 41 года от роду.
Приложение 34 к теме 5.1. Схема «Деятельность народников».
В 1874 г. напряжение, нараставшее в радикальной среде, вылилось в массовое движение – «хождение в народ». Сотни молодых людей двинулись в деревню. Одни пытались по теории Бакунина разжечь крестьянский бунт, другие – «просто отдать долг народу» – лечить, просвещать его.
Но крестьяне не оправдали надежд интеллигентов: на восстание не поднялись и тяги к социализму не проявили. Последовала правительственная реакция. Сложившаяся ситуация выявила необходимость создания четкой политической организации.
В 1876 г. в Петербурге возник координационный центр: революционная народническая организация «Земля и воля», которую возглавили Г.В. Плеханов, С.М. Кравчинский, В.Н. Фигнер и др.
Приложение 35 к теме 5.1. Фото Георгий Валентинович Плеханов.
Георгий Валентинович Плеханов (29 ноября (11 декабря) 1856, с. Гудаловка Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне Липецкая область) — 30 мая 1918, Ялкала, Финляндия, ныне Ильичево (Ленинградская область), Россия — теоретик и пропагандист марксизма, философ, видный деятель российского и международного социалистического движения. Входил в число основателей РСДРП, газеты «Искра».
Из семьи военного. Окончил с золотой медалью военную гимназию в Воронеже, затем учился в юнкерском училище в Петербурге. В 1874 году поступил в Петербургский горный институт, за успехи имел Екатерининскую стипендию, в 1876 году был исключен «за невзнос платы».
В 1880 году эмигрировал в Швейцарию.
В 1882 году перевёл на русский язык «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса. В 1883 году основал первую российскую марксистскую организацию — группу «Освобождение труда».
В конце 1894 — начале 1895 годов по инициативе Плеханова был создан «Союз русских социал-демократов за границей». В 1900—1903 участвовал в создании и руководстве газетой «Искра». В 1901 Плеханов — один из организаторов «Заграничной Лиги русской социал-демократии». Принял непосредственное участие в подготовке II съезда РСДРП. Фактически второй съезд РСДРП был учредительным съездом, так как неудачный I съезд не смог объединить социал-демократов.
Февральская революция позволила Плеханову вернуться в Россию после 37 лет изгнания. Отстранённый от руководящей роли, Плеханов был вынужден ограничиваться редактированием своей газеты «Единство». Плеханов поддерживал Временное правительство, был против «Апрельских тезисов» В. И. Ленина, назвав их «бредом».
К Октябрьской революции отнёсся отрицательно, так как считал, что Россия к социалистической революции не готова: «русская история ещё не смолола той муки, из которой со временем будет испечён пшеничный пирог социализма». Считал, что захват власти «одним классом или — ещё того хуже — одной партией» может иметь печальные последствия.
Автор работ по философии, социологии, эстетике, этике и истории общественной мысли России. В 1921 году в одной из своих статей Ленин призвал изучать всё написанное Плехановым по философии, «ибо это лучшее во всей международной литературе марксизма».
Умер в возрасте 62 лет от туберкулеза.
«Земля и воля» была самой массовой и крупной организацией за всю историю народничества, имела разветвленную сеть филиалов, свою программу, печатный орган.
Главной задачей «Земля и воля» ставила пропаганду и подготовку крестьянской революции.
Ответной реакцией правительства на активизацию общественно-политической деятельности стала волна репрессий (в 1871-1878 гг. – свыше 30 политических процессов).
В 1878 г. В. Засулич стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова, приказавшего наказать розгами политического заключенного в нарушение действовавшего в тот период законодательства, и была оправдана судом присяжных.
Приложение 36 к теме 5.1. Фото Вера Ивановна Засулич.
Вера Ивановна Засулич (27 сентября (8 октября) 1849, деревня Михайловка Гжатского уезда Смоленской губернии — 8 мая 1919, Петроград) — деятель российского и международного социалистического движения, народница, террористка, писательница.
Происходила из обедневшей дворянской семьи.
На следующий день после освобождения приговор был опротестован, и полиция издала приказ о поимке Засулич, но она успела скрыться на конспиративной квартире и вскоре, чтобы избежать повторного ареста, была переправлена к своим друзьям в Швецию.
Переводила произведения К. Маркса и Ф. Энгельса, вела с ними переписку. Засулич принимала активное участие в деятельности Международного Товарищества рабочих (II Интернационала) — была представительницей российской социал-демократии на трёх его конгрессах в 1896, 1900 и 1904.
Решительно отказавшись от прежних своих взглядов, вела пропаганду идей марксизма, отрицала террор — «следствие чувств и понятий, унаследованных от самодержавия».
Дата добавления: 2015-09-21; просмотров: 1507;