ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
К историко-правовому направлению относятся: Г.Л.Маурер, Г.Вайц, П.Рот, О.Гирке, Р.Гнейст. Мы выделяем историко-правовое направление потому, что интересы всех его представителей концентрировались в области истории права, генетически это направление было связано с исторической школой права, с которой его сближали идея спонтанного развития общества как единого организма и эволюционизм. Однако, в отличие от сугубо реакционной исторической школы права, это направление стояло прочно на буржуазно-либеральной основе, ей также был свойственен интерес к экономическим проблемам средневекового общества.
Ученые историко-правового направления также шли от традиций немецкой романтической историографии. Использовали критический метод Л.Ранке.
Представители историко-правового направления стремились к широким обобщениям.
Маурер:
“История подобно природе подчинена известным законам, которые не могут быть безопасно нарушены и которых исследование должно стать задачей каждого историка”.
(Г.Маурер Введение в историю общинного, подворного, сельского, городского устройства и общественной власти. М.,1880 стр.3-4)
МАУРЕР Г.Л. (1790-1872)
Одним из ведущих ученых этого направления был Георг Людвиг Маурер(1790-1872)
Интерес Маурера к истории германской марки и вся его марковая теория определялись тем, что именно в общине он увидел ту традиционную для Германии форму самоуправления, опираясь на которую можно без классовой борьбы и революций покончить с феодально-абсолютистским режимом, объединить страну, установить гармонию между дворянством и крестьянством в условиях развивающегося капитализма в деревне и обеспечить гармоническое развитие страна в будущем.
Суть общей концепции Маурера по истории Германии сводится к следующему. В древности у германцев земля обрабатывалась не отдельными людьми, а общиной. Общинное, а не подворное устройство было первой формой организации землепользования и поселений при переходе германцев от кочевой жизни к земледелию. Этому соответствовали и отношения собственности.” Настоящей частной собственности, - пишет Маурер, -первоначально совсем не существовало.Она была даже невозможна, пока продолжался ежегодный передел полей”. Вся занятая родом или племенем земля потому была общей.
Окончательная ликвидация марки ,согласно Мауреру, приходится на 16-18 век.
ВАЙЦ Г. (1813-!886)
Подобно Мауреру, социальное развитие германцев с древнейших времен до 12 в. Георг Вайц представлял как постепенный переход от свободного строя общины-марки к новому феодальному или, как он его называет, ”ленному” строю.
Вайц настойчиво подчеркивает медленность, постепенность, сугубо эволюционный характер развития феодальных институтов. В частности, бенефециальную реформу К. Мартелла Вайц рассматривал как итог длительного закономерного и внутренне обусловленного развития, которое, независимо от политики Каролингов, исподволь подготовило проведение этой реформы.
РОТ П.(1820-1892)
Расходится Пауль Рот с Вайцем в основном по двум вопросам. Во-первых, Рот отрицает чисто эволюционный характер феодализации германского общества, считая. Что до конца меровингского периода частноправовые институты не оказывали на общество существенного влияния. Королевские земельные пожалования этого периода в силу своего безусловного и наследственного характера не затрагивали системы государственного устройства. Поворотным моментом в развитии феодальных отношений Рот считает секуляризацию и бенефециальную реформу К. Мартелла, поскольку, по его словам, она изменила не только цель, но и характер земельных пожалований, которые теперь превратились в часть государственной системы.
ГИРКЕ О.(1842-1921)
Убежденный германист, Отто фон Гирке отрицал классовую природу государства. У романских народов, по его мнению, идея “ассоциации” была выражена слабо, отсюда исконная их склонность к ничему не смягченному деспотизму. У германских же народов - немцев, англичан, американцев позднее- стремление к ассоциативности было всегда ,что служило надежным оплотом гражданской свободы.
ГНЕЙСТ Р.Г. (1816-1895)
Рудольф Генрих фон Гнейст
Сторонник умеренной конституционной монархии, Р. Гнейст восхищался английской свободой, замечательное воплощение которой видел в тысячелетней истории английского парламента. главным он видел в традиции английского местного самоуправления.
Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 1381;