ШМОЛЛЕР Г. (1838-1917)

 

Густав Шмоллер – принадлежит традиции исторической школы, которая возникла в 40-е годы XIX столетия и выступала с критикой классической политэкономии А. Смита и Д. Рикардо. Густав Шмоллер утверждал, что экономика – это часть культуры, а потому экономические законы действую в разных культурах разным образом. Политическая ориентация представителей этого направления была близка к национал-либера­лам. Од­нако многие из них занимали более левые позиции. Они группировались вокруг создан­ного в 1872 году в Эйзенахе «Союза социальной поли­тики», который ставил своей це­лью со­действие посте­пенным реформам с целью смяг­чения классовых конфликтов.Они получили в буржуазном лагере на­смешливое на­зва­ние «катедер-социалистов».

Историческая школа в политэкономии разделялась на две ветви, «старую школу», рас­цвет ко­торой приходится на 40-60 годы - ее главные представители В. Рошер (1817-1894), Б.Гильдебранд (1812-1878), К. Книс(1821-1898), и «новую школу», господство­вавшую в 70-90 годы, во главе которой стояли Г. Шмоллер (1838-1917) и позднее Л.Брентано. Между этими школами были некоторые различия: старая школа была ближе к исторической школе права, но­вая школа находилась под силь­ным влиянием позитивистской философии и социоло­гии.

Г.Шмоллер утверждал, что в капиталистическом обществе находит наиболее полное воплоще­ние идея справедливости, свойственная вообще народному хозяйству.

Для представителей обеих школ свойственна этизация экономической жизни. Они счи­тали, что хо­зяйственные нравы и право порождают этические нормы, характерные для данного обще­ства, кото­рые, вырабатываясь в процессе хозяйственной жизни, затем на­чинают оказывать на нее обратное воздействие.

 

«Великие империи древности, даже римская, создавались союзами городских общин или воен­ными диктатурами над большим количеством таковых. В течение всех средних веков хо­зяйства общин, деревень, городов и округов, - в смысле определенного состава или соединения того или иного числа совместно живущих, связанных между собою со­седством и обликом до­маш­них хозяйств, - делает также не особенно значительные шаги вперед, даже там, где язык, воен­ный, церковный и политический строй создали уже между ними несколько большую общность интересов, а торговля установила и бо­лее широкие связи.

Только в государствах, начинающих создаваться с конца средних веков, а главным об­разом вполне сложившихся великих национальных государствах настоящего времени сделалось за­метным образование того, что мы называем народным хозяйством. Подобно языкам и литера­туре, военной, финансовой, полицейской и государственной организации, и современное на­родное хозяйство является причиной и следствием обра­зования этих государств. Когда говорят о политической экономии, то вместе с этим представляют себе именно экономическую сторону образования этих больших госу­дарств» (Шмоллер Г. Народное хозяйство, наука о на­родном хо­зяйстве и её методы. Хозяйство, нравы и право.- Разделение труда. М., 1902. С.3) 18627

 

«.. народное хозяйство всегда и в каждый данный момент является отчасти продуктом естественного образования при посредстве людей, отчасти культурного при посредстве чувст­вующего, мыслящего, действующего и организованного общества» (Шмоллер Г. Народное хо­зяйство, наука о народном хозяйстве и её методы. Хозяйство, нравы и право.- Раз­деление труда. М., 1902. С.13)

 

«Построенный в мире природы, мир экономической культуры обязан своим возникно­вением прежде всего духовным силам людей, которые проявляются внешним образом сперва как чув­ства склонности, затем как представления и цели, наконец, как поступки и привычные направления воли» (Шмоллер Г. Народное хозяйство, наука о народном хозяйстве и её методы. Хозяйство, нравы и право.- Разделение труда. М., 1902. С.77)

 

«Всякая народно-хозяйственная организация обусловливается двумя рядами относи­тельно друг друга независящих причин, которые исключительно принимала во внима­ние старая школа по­литической экономии; на другой – причины, вытекающие из ду­ховно-нравственной жизни на­родов» (Шмоллер Г. Народное хозяйство, наука о на­род­ном хозяйстве и её методы. Хозяйство, нравы и право.- Разделение труда. М., 1902. С.134)

 








Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 935;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.