БОКЛЬ Т.Г.(1821-1862)
Многие считают Томаса Генри Бокля сторонником вышеуказанного «географизма», но это, на мой взгляд, ошибочно. Он утверждает совершенно иное, а именно- что с прогрессом цивилизации влияние географических и иных физических условий ослабевает. Особенно это, как считает он, существенно для европейской цивилизации: «.. принимая всемирную историю за одно целое, мы находим, что в Европе преобладающим направлением было подчинение природы человеку, в вне Европы – подчинение человека природе.. На этом великом различии между европейской и неевропейской цивилизациями основана вся философия истории» (Бокль Т.Г. История цивилизации в Англии» Спб., 1895 (в 2х т.) с.49)
Он считает, что факторами прогресса цивилизации являются два фактора: нравственный и умственный. Но при этом отдает предпочтение умственному фактору: «..умственное начало не только гораздо прогрессивнее нравственного, но и дает более прочные результаты. В всякой цивилизованной стране приобретения, сделанные умом, тщательно сохраняются выраженные в известных общественных формулах и огражденное употреблением технического, научного языка. Они удобно передаются от одного поколения к другому и принимают такую доступную, так сказать, обязательную форму, что часто имеют влияние на самое отдаленное потомство. Они становятся наследственным богатством человечества, как бессмертное завещание тех великих умов, которым они обязаны своим бытием. Добрые же дела, совершаемые под влиянием наших нравственных побуждений, несравненно менее подлежат такой передаче; они имеют более частный, скрытый характер» (Бокль Т.Г. История цивилизации в Англии» Спб., 1895 (в 2х т.) с.59)
Его работа «История цивилизации в Англии»(1859)
«Следует признать за весьма счастливое обстоятельство, то, что после смерти Анны почти пятьдесят лет были заняты двумя государями, которые были чужды Англии» (Бокль Т.Г. История цивилизации в Англии в двух томах Спб.,1895 с.146)
«Георг III был король, находивший наслаждение в том, чтобы возвышать смиренных и превозносить покорных. Действительно, его царствование было золотым веком счастливой посредственности, - веком щедрот для мелких людей и угнетений для великих» (Бокль Т.Г. История цивилизации в Англии в двух томах Спб.,1895 с.193).
Берк о Франции – «замок людоедов», «республтка убийц»
«Через несколько лет после появления «Опытов» Монтеня издано было во Франции сочинение, которое хотя ныне читается немногими, но в семнадцатом столетии пользовалось первостепенной известностью. Это был знаменитый «Трактат о мудрости» Шаррона, в котором мы видим в первый раз, на одном из новейших языков, попытку построить теорию нравственности без помощи теологии» (Бокль Т.Г. История цивилизации в Англии в двух томах Спб.,1895. С.173)
«Слава Людовика XIV создана была благодарностью к нему писателей, в настоящее время она поддерживается общепринятой мыслью, что блестящее состояние, которого достигла в его время литература, должно быть главным образом приписано его отеческой обо всем заботливости.»( Бокль Т.Г. История цивилизации в Англии в двух томах Спб.,1895 с.234)
«..во всех цивилизациях, существовавших вне Европы, все естественные условия, как бы нарочно, содействовали тому, чтобы усилить власть вообажения и ослабить значение рассудка» (Т.Г. Бокль История цивилизации в Англии в двух томах Спб.,1895. с.42)
«.. принимая всемирную историю за одно целое, мы находим, что в Европе преобладающим направлением было подчинение природы человеку, а вне Европы – подчинение человека природе… На этом великом различии между европейской и неевропейской цивилизациями основана вся философия истории» (Т.Г. Бокль История цивилизации в Англии в двух томах Спб.,1895 с.49)
«..прогресс европейской цивилизации характеризуется уменьшением влияния физических законов и усилением влияния законов умственных» (Т.Г. Бокль История цивилизации в Англии в двух томах Спб.,1895 с.51)
«Если мы начнем с того, что спросим: что такое духовный прогресс? – то ответ будет повидимому очень простой, а именно: что это двоякий прогресс - нравственный и умственный; первый имеет ближайшее отношение к нашим обязанностям, второй- к нашему знанию. Вот классификация, которая была часто употребляема в дело и с которой знакомо большинство людей; и не может быть сомнения, что в том смысле, в каком история есть повествование о результатах, деление это совершенно верно. Нельзя сомневаться в том, что народ не подвигается действительно вперед, если, с одной стороны, увеличение его умственных сил сопровождается усилением пороков, и если, с другой стороны, становясь добродетельнее, он также становится более невежественным. Это двойное движение, нравственное и умственное, составляет существо самой идеи цивилизации и заключает в себе всю теорию духовного прогресса. Расположение к исполнению наших обязанностей составляет в нем нравственную, а умение исполнять их – умственную сторону; чем теснее связаны между собой эти две стороны, тем с большей гармонией они действуют, а чем ближе средства приспособлены к цели, тем совершеннее выполнится назначение нашей жизни и тем вернее положится основание дальнейшему преуспеянию рода человеческого» (Т.Г. Бокль История цивилизации в Англии в двух томах Спб.,1895 с.56-57)
«.. умственное начало не только гораздо прогрессивнее нравственного, но и дает более прочные результаты. В всякой цивилизованной стране приобретения, сделанные умом, тщательно сохраняются выраженные в известных общественных формулах и огражденное употреблением технического, научного языка. Они удобно передаются от одного поколения к другому и принимают такую доступную, так сказать, осязательную форму, что часто имеют влияние на самое отдаленное потомство. Они становятся наследственным богатством человечества, как бессмертное завещание тех великих умов, которым они обязаны своим бытием. Добрые же дела, совершаемые под влиянием наших нравственных побуждений, несравненно менее подлежат такой передаче; они имеют более частный, скрытый характер» (Т.Г. Бокль История цивилизации в Англии в двух томах Спб.,1895. с.59)
«Нельзя привести ни одного примера, чтобы неразвитый человек, имея добрые намерения и неограниченную власть для приведения их в действие, не сделал гораздо более зла, чем добра. И каждый раз, когда намерения такого человека бывали особенно искренни и власть особенно обширна, происходило громадное зло» (Т.Г. Бокль История цивилизации в Англии в двух томах Спб.,1895. С.60)
Бокль считает, что уровень образованности народов снимает их воинственность. Интересно, что он приводит пример Крымской войны, говоря, что эта война возникла между двумя наименее образованными государствами Европы: «.. Россия – страна воинственная не потому, что жители её были безнравственны, но потому, что они мало развиты. Недостаток заключается не в сердце, а в голове. Так как умственные способности русского народа мало развиты, то на него мало имеют влияние люди, занимающиеся умственным трудом, и потому в нем безусловно преобладает класс военный. В такой ранний период развития общества еще нет среднего класса и следовательно нет и того широкого, осмысленного склада жизни, который вырабатывается в средних классах. Умы людей, лишенных умственной деятельности, естественно обращаются к военному поприщу, как единственному для них исходу. Вот почему в России внешние способности оцениваются по применению их к военному делу. Войска считаются главным источником славы нации; выиграть сражение,* обмануть хитростью неприятеля считается одним из величайших подвигов человеческой жизни, и все лица не военные, каковы бы ни были их достоинства, не уважаются в этом народе, как люди, несравненно низшего свойства» (Т.Г. Бокль История цивилизации в Англии в двух томах Спб.,1895. С.64-65)
Здесь он приводит пример Англии, где военные люди не имеют влияния на государство, а пользуется авторитетом средний класс и умственные способности.
Он не игнорирует роли личности в истории, давая пример Адама Смита. Бокль утверждает, что именно с выходом «Богатства народов» в 1776 г., в общество стали проникать идеи о свободе торговли. В этом отношении он принимает роль государственных деятелей, утверждая: «Убеждения и принципы эти, составляющие необходимые элементы их успеха, они могли заимствовать только от своих учителей, - от тех великих мыслителей, которые, под вдохновением своего гения, оплодотворяют мир своими открытиями. От Адама Смита можно сказать, не боясь опровержения, что этот одинокий Шотландец изданием одного сочинения больше сделал для благоденствия человечества, чем было когда-либо сделано совокупно взятыми способностями всех * государственных людей, о которых сохранились достоверные известия в истории» (Т.Г. Бокль История цивилизации в Англии в двух томах Спб.,1895. с.71-72)
«итак, при более обширном взгляде на перемены в жизни цивилизованного народа, оказывается, что в сложности они зависят единственно от трех вещей: во-первых, от суммы знаний, приобретенных самыми развитыми людьми; во-вторых, от направления, которое приняли эти знания, то есть от того разряда предметов, к которому они относятся; наконец, в-третьих, и более всего, от той пропорции, в которой знания эти распространены и от большей или меньшей свободы, с которой они проникают во все классы общества» (Т.Г. Бокль История цивилизации в Англии в двух томах Спб.,1895. С.75)
Бокль считает умственный фактор основным фактором прогресса. Зло и добро одинаково уравновешиваются; обычаи и привычки имеют временный характер – сегодня один, завтра другие. И только «открытия гениев сохраняются; им одним обязаны мы всем, что имеем; они для всех веков – им нет конца..» (Т.Г. Бокль История цивилизации в Англии в двух томах Спб.,1895. С.76)
«Действия отдельных лиц подчиняются в значительной мере влиянию их нравственных чувств и их страстей; но чувства и * страсти эти, приходят в столкновение с чувствами и страстями других лиц, уравновешиваются этими последними так, что в общем ходе человеческих действий рода человеческого, рассматриваемых как одно целое, зависит единственно от суммы знаний, которою люди обладают» (Т.Г. Бокль История цивилизации в Англии в двух томах Спб.,1895. С.77-78)
«… религия, литература и законодательство, даже при самом благоприятном положении их, могут быть только второстепенными деятелями; как бы ни было благодетельно их кажущееся влияние, они сами все-таки составляют продукт предшествовавших перемен, и те результаты, к которым они приводят, бывают различны, смотря по обществу, на которое они действуют» (Т.Г. Бокль История цивилизации в Англии в двух томах Спб.,1895. С.104)
«.. скептицизму обязаны мы тем духом пытливости, который в течение двух последних веков, постепенно завладевает всем, преобразовал все отрасли опытного и умозрительного знания, ослабил значение привилегированных классов и следовательно утвердил свободу на более прочном основании, наказал деспотизм, смирил дерзость вельмож и даже уменьшил предрассудки духовенства» (Т.Г. Бокль История цивилизации в Англии в двух томах Спб.,1895. С.119)
ЛЕККИ
ЛИТЕРАТУРА:
1. Льюис Д.Г. Физиологические основы духа. 1877.
2. Льюис Д.Г. История философии от начала её в Греции до настоящего времени. Т.1. СПб., 1892 (ОРК95326)
3. Бокль Т. Г. История цивилизации в Англии. В 2х т. СПб., 1895. (72402).
4. Бокль Т.Г. Этюды. СПб., 1897. (346419)
5. Льюис Д.Г. Жизнь Гете. (67227, 67225, 358536)
6. Льис Д.Г. История философии. СПб., 1897. (ОРК- 95326)
7. Льюис Д.Г. , Милль Дж.С. Милль Философия наук О. Конта. (135666, 135665)
8. Льюис Д.Г. Изучение психологии. (95320, 95317, 95316)
9. Конт О. \\ Родоначальники позитивизма. Вып. 2 СПб., 1910. НВ
10. Филиппов М.М. Конт и его метод. СПб., 1898. (164305)
11. Трахтенберг О.В. Очерки по истории философии и социологии Англии XIX в. МГУ. 1959.
Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 913;