УЧЕНИЕ О ТРЕХ СТАДИЯХ
По мнению О. Конта все индивиды и общества в своем развитии проходят последовательно три стадии: теологическую, метафизическую и научную. Учение о «трех стадиях» – это, по меткому выражению Д.С. Милля «позвоночный столб» позитивизма.
«.. человеческий дух по самой своей природе в каждом из своих исследований пользуется последовательно тремя методами мышления, по характеру своему существенно различными и даже прямо противоположными друг другу: сначала теологическим методом, затем метафизическим и наконец положительным методом» (Конт О. Курс положительной философии. Том 1. СПб., 1900. С.40).
«.. в положительном состоянии человеческий дух познает невозможность достижения абсолютных знаний, отказывается от исследования происхождения и назначения существующего мира и от познания внутренних причин явлений, и стремится, правильно комбинируя рассуждение и наблюдение, к познанию действительных законов явлений, т.е. их неизменных отношений последовательности и подобия» (Конт О. Курс положительной философии. Т.1. СПб. 1900. С.4)
«И действительно не вспомнит – ли каждый из нас, оглянувшись на свое собственное прошлое, как он по отношению к своим главнейшим понятиям был теологом – в детстве, метафизиком – в юности и физиком – в зрелом возрасте?» (Конт О. Курс положительной философии. Т.1. СПб. 1900. С.5)
«Теология и физика так глубоко несовместимы друг с другом, и понятия их так радикально противоположны друг другу, что прежде чем отказаться от одних, чтобы пользоваться исключительно другими, человеческий ум должен был некоторое время прибегать к переходным понятиям, носящим смещенный характер и потому способным содействовать постепенному переходу.
Таково естественное назначение метафизических понятий, так как сами по себе они не приносят никакой действительной пользы» (Конт О. Курс положительной философии. Т.1. СПб. 1900. С.7-8)
«Теперь, когда человеческий дух создал небесную физику и физику земную, механическую и химическую, а также и физику органическую, растительную и животную, ему остается только закончить систему наблюдательных наук созданием социальной физики» (Конт О. Курс положиткельной философии. Т.1. СПб. 1900. С.11).
Это, по мнению О. Конта, - центральная задача его «Курса положительной философии».
Свое разделение на статику и динамику он взял из книги биолога де Бленвиля «Общие принципы сравнительной анатомии», где автор утверждал, что для изучения организма необходимо рассматривать его и в статике, и в динамике.
Свою положительную философию он ведет с Ф. Бекона.
Он разделяет изложение науки на «историческое» и «догматическое»: «…по отношению к изложению наук ум человеческий постоянно стремится к последовательной замене исторического метода догматическим, ибо последний один только может удовлетворять нас при более совершенном состоянии нашего умственного развития» (Конт О. Курс положительной философии. Т.1. 1900. С.33)
КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК
Главной задачей позитивной философии Конт считал классификацию наук. Классификация наук О. Конта – одно из самых ценных его достижений, до этого классификация наук , предлагаемая философами и учеными страдала искусственностью и явной абстрактностью. В принципе так и оставалась наиболее совершенной классификация наук Ф. Бэкона, которая шла в зависимости от познавательных способностей человека- рассудка, памяти и воображения. О. Конт предложил принцип разделения наук в зависимости не от способностей человека, а от сложности предметной области и степени абстрактности. Ряд наук он располагает следующим образом: математика, астрономия, физика, химия, физиология, социология, мораль.
Динамика развития научного знания у него идет тоже согласно принятому ряду, но он здесь не так прямолинеен. Ибо действительно, развитие наук не идет по этому ряду. Он считает, что каждая наука подчиняется в своем развитию и закону «трех стадий», т.е. она проходит «теологическую», «метафизическую» и «позитивную» стадии.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Конт достаточное внимание уделял механизмам, которые придают устойчивость культуры, его лозунг – «Прогресс и Порядок», - как сейчас бы назвали - sustainible development – устойчивое развитие. По его мнению: «Человечество существует, потому что есть традиции, т.е. преемственность поколений. Собственность- это накопление ценностей, передаваемых от поколения к поколению. Язык- это, так сказать, место хранения имущества разума. Получая язык, мы получаем культуру, созданную нашими предками» (1.117)
«Человечество состоит скорее из мертвых, чем из живых»
«Мертвые все чаще и чаще управляют нами.»
Конт проводит сопоставление собственности и языка:
1. МЕНТАЛЬНЫЙ ФАКТОР
Монтескье, Токвиль и Спенсер отдавали первенствующее значение политике, государству и общества, Маркс - экономике. Конт же считал ментальный фактор основным фактором человеческой культуры и ее развития: «Идеи правят миром и переворачивают его, весь его механизм в конечном счете основывается на мнениях.. великий политический и моральный кризис нынешних обществ происходит, в конечном счете, из-за интеллектуальной анархии. Наша наиболее серьезная болезнь на самом деле проявляется в глубоком разногласии, наблюдающемся ныне между всеми людьми, относительно основных правил, неизменность которых есть первое условие настоящего общественного порядка» (Comte A. Course de Philosophie Positive. P., 1869. V.1. P. 40-41). А потому вся периодизация культуры поставлена в зависимости от преобладания тех или иных форм идеологии и знания.
Это не значит, что остальных факторы игнорировались, Конт признавал существенными факторами климат, расу, плотность населения. Но, по его мнению, эти факторы могут ускорить или замедлить прогресс общества, но кардинально изменяет его конфигурацию только человеческая мысль во всех её многообразных проявлениях.
Русский мыслитель М. М. Филиппов возражает О. Конту: «Никакое умственное развитие не может непосредственно превратить негодяя в хорошего человека, не может предохранить от сухой рассудочности и бессердечия. Только деятельное применение знаний к жизни, беспрестанное стремление помочь слабым и обиженным, неутомимая борьба с бесчестностью и подлостью – могут развить человека в нравственном отношении. Только жизнь в здоровой общественной среде или стремление к переработке гниющей среды может доставить человеку полное нравственное совершенство. Для общественной деятельности необходим не только разум и познания: борцом за правду может быть только тот, в ком, кроме знаний, есть любовь и даже ненависть» (Филиппов М.М. Социологические идеи О. Конта \\ Век. 1883. №4. VIII, С.94).
2. ТРИ СОСТОЯНИЯ ОБЩЕСТВА
Общая логика движения культуры (цивилизации), по Конту – это прохождение ей трех стадий: богословски - военной, метафизико - легистской и научно - промышленной.
Как утверждает О.Конт, этот закон он «открыл» в феврале-марте 1822 года, хотя непонятно в чем состоит его открытие, ибо этот закон собственно уже содержался в концепции его учителя А.Сен-Симона.
«Этот закон состоит в том, что каждая из наших главных идей, каждая из отраслей нашего знания проходит последовательно три различных теоретических состояния: состояние теологическое или фиктивное; состояние метафизическое или абстрактное; состояние научное или положительное. Другими словами, человеческий дух по самой своей природе в каждом из своих исследований пользуется последовательно тремя методами мышления, по характеру своему существенно различными и даже прямо противоположными друг другу: сначала теологическим методом, затем метафизическим и наконец положительным методом. Отсюда и возникают три взаимно исключающие друг друга вида философии, или три общие системы воззрений на совокупность явлений: первая есть необходимая исходная точка человеческого ума; третья – его определение и окончательное состояние; вторая служит только переходной ступенью» (Конт О. Курс положительной философии. Том 1 Спб, 1900. С.3-4)
«Согласно закону трех состояний, ум человека проходит три последовательные фазы. На первой он объясняет явления, признавая в них существа или силы, сравнимые с самим человеком. На второй он взывает к абстрактным сущностям, таким, как природа. На третьей человек ограничивается наблюдением за феноменами и установлением регулярных связей, которые могут существовать между ними либо в данный момент, либо во времени. Он отказывается раскрывать причины фактов и довольствуется обнаружением законов, управляющих ими. Переход от теологической фазы к метафизической, а затем к позитивной в разных интеллектуальных дисциплинах совершается не одновременно. Закон трех состояний в учении Конта приобретает строгое значение лишь вкупе с классификацией наук. Порядок распределения разных наук раскрывает нам порядок становления разума в разных областях. Другими словами, позитивное мышление не могло не сформироваться в математике, физике, химии раньше, чем в биологии...
Цель сочетания закона трех состояний с классификацией наук состоит в доказательстве того, что восторжествовавший в математике, астрономии, физике, химии и биологии образ мышления должен в конечном счете победить и в области политики и привести к созданию позитивной науки об обществе- социологии.»(1.89)
А. ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ СТАДИЯ
На теологической (богословско – военной) стадии общий уровень сознания низок.
«В теологическом состоянии человеческий дух, направляя свои исследования главным образом на внутреннюю сторону вещей, первые и конечные причины порождающих его явлений, стремясь, одним словом, к абсолютному познанию, воображает, что явление производятся прямым или постоянным воздействием более или менее многочисленных факторов, произвольное вмешательство которых объясняет все кажущиеся аномалии мира» (Курс полож фил т.1 с.4)
Теологическая стадия охватывает период весь период развития человеческой культуры вплоть до 1300 года. Проходит человеческая культура за это время три периода: фетишизм, политеизм и монотеизм.
При фетишизме люди приписывали жизнь внешним предметами и видели в нем богов…
При политеизме, который свойственен античной культуре времен Греции и Рима, жизнью наделялись «фиктивные существа». Создавалось «поэтическое» мировоззрение.
Период монотеизма – это христианский период.
«Цель анализа религии - продемонстрировать функцию религии в любом обществе. Религия порождается двойной потребностью. Любое общество непременно предполагает консенсус, согласие между частями, единение членов, составляющих общество. Общественное единство требует признания принципа единства всеми индивидами, т.е. религии.
Сама религия допускает тройное деление, свойственное природе человека. Она включает в себя интеллектуальный аспект, догму; аффективный аспект, любовь, которая выражается в культе; и практический аспект, который Конт называет «укладом». Культ упорядочивает чувства, уклад- личное или общественное поведение верующих. Религия воспроизводит в самой себе дифференциацию природы человека: порождая единство, она должна обращаться одновременно к разуму, чувству и действию, т.е. ко всем способностям человека» (1.116)
«По мнению Конта, определенный тип общества, описываемого двумя прилагательными- теологическое и военное, - умирает. Средневековое общество скреплялось трансцендентной верой, как она интерпретировалась католической церковью. Теологическое мировоззрение принадлежало тому же времени, какое характеризовалось и преобладанием военной деятельности, когда видное место в обществе занимали военные. Возникает иной тип общества- общество научное и индустриальное. Зарождающееся общество- научное в том смысле, в каком общество умирающее было теологическим; для современной эпохи характерно научное мировоззрение, подобно тому как прошедшей эпохе свойственно мировоззрение теологов и жрецов. Ученые заменяют жрецов и теологов в качестве общественной группы, образующей интеллектуальную и моральную основу общественного порядка…
Так же как ученые заменяют жрецов, индустриалы в самом широком смысле этого термина (предприниматели, управляющие фабриками, банкиры) приходят на место военных. С того момента, как люди начинают мыслить научно, война людей между собой перестает быть преобладающей деятельностью коллективов - таковой становится борьба людей с природой и , кроме того, рациональная эксплуатация естественных ресурсов.»(1.87)
По Конту этот теологическо - милитаристский тип общества отмирает. И возникает новый тип общества – научно-индустриальный. Ученые заменяют жрецов и теологов, а воинов – «индустриалы» (торговцы и промышленники).
В. МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ СТАДИЯ
«В метафизическом состоянии, которое на самом деле представляет собою только общее видоизменение теологического, сверхъестественные факторы заменены абстрактными силами, настоящими сущностями (олицетворенными абстракциями), неразрывно связанными с различными вещами, объяснение которых состоит в таком случае только в подыскании соответствующей сущности» (Курс полож фил т.1 с.4)
С. НАУЧНАЯ СТАДИЯ
«Наконец в положительном состоянии человеческий дух познает невозможность достижения абсолютных знаний, отказывается от исследования происхождения и назначения существующего мира и от познания внутренних причин явлений, и стремится, правильно комбинируя рассуждения и наблюдения, к познанию действительных законов явлений, т.е. их неизменных отношений последовательности и подобия..» (Курс полож фил т.1 с.4)
«Теологическая система духа дошла до высшей степени доступного ей совершенства, когда она заменила действием одного существа разнородные вмешательства многочисленных, независимых друг от друга божеств, существование которых до этого момента предполагалось. Точно также и предел метафизической системы состоит в замене всех разнообразных сущностей одной великой сущностью, природой, которую и надлежало бы рассматривать как единственный источник всех явлений.
Параллельно этому совершенство, к которому постоянно, хотя быть может и безуспешно, стремится положительная система, заключалась- бы в возможности представить все отдельные подлежащие наблюдению явления как частные случаи одного общего факта, подобного напр. тяготению» (Курс положит. Философии. Т.1 с.4-5)
«В отличие от экономистов, считающих главными причинами промышленного роста свободу и конкуренцию, основатель позитивизма принадлежит к школе, представителей которой я буду называть политехниками-организаторами.»(1.97)
«до позитивизма был лишь один период существования подлинной интеллектуальной упорядоченности- фетишизм..»(1.105)
«Человек чувствителен, деятелен и разумен. В первую очередь он существо деятельное. К концу жизни Конт снова возвращается к формулировкам, содержащимся в «Опускулах», и в «Системе позитивной политики» он пишет, что человек призван не терять времени на спекуляции и бесконечные сомнения. Человек создан действовать.
Однако побуждение к деятельности будет всегда исходить из сердца (в значении «чувство»). Человек никогда не движим разумом, то есть абстрактная мысль никогда не выступает детерминантой деятельности. Тем не менее деятельность, одушевляемая чувством, нуждается в контроле разума. Согласно известной формуле, нужно действовать под влиянием чувства и думать, чтобы действовать.»(1.113-114)
О религии:
3. ПРОГРЕСС И ПОРЯДОК
Исходный девиз позитивизма консервативен: «Прогресс и Порядок». Как правильно подчеркивал Н.И. Кареев: «Статическому и динамическому состояниям общества у Конта соответствуют «с совершенной точностью» понятия порядка и прогресса»
Основным условием сохранения равновесия между этими принципами организации жизни общества является традиция, по мнению Конта, человечество вообще существует благодаря традиции, или преемственности поколений, хотя эту мысль подробно не развивает. Традиция потобна собственности, которая наследуется из поколение в поколение, отводя при этом большое значение языку к «месту хранения имущества разума». В связи с таким значением традиции в человеческом обществе Конт считал, что наша культура – это культура покойников и человечество состоит скорее из мертвых, чем из живых, и мертвые все больше управляют наши мыслями и поступками.
В связи с этим интересна его идея «Великого существа». По его утверждению «Великое существо» - это есть та совокупность людей, которые остались в памяти потомков, выкристаллизовались в традиции.
Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 2123;