Политические элиты России в советский период
Политическая элита российского самодержавия к началу 20-го века не соответствовала масштабу задач, стоящих перед нею, она втянула Россию в ненужную для нее войну с Германией, затем не справилась с проблемами, вставшими как следствие этой войны перед страной. В ходе двух революций (февральской и октябрьской), а также гражданской войны она была низвергнута.
С миссией не только преодолеть существовавший хаос, но перестроить Россию на принципиально новых принципах выступила коммунистическая (большевистская) элита. Она была первоначально немногочисленна, но хорошо организована, идейно сплочена на основе по существу фанатичной веры в неизбежное торжество коммунистической идеи. Конечной целью виделось построение бесклассового общества полного социального равенства, основанного на общественной собственности на средства производства и плановом ведении хозяйства. Коммунистической элите удалось убедить и повести за собой большинство российского общества. Коммунистическая политическая элита насильственным образом вытеснила из политического процесса всех, кто не разделял коммунистические взгляды, в том числе и представителей левых (социалистических) партий (эсеров, меньшевиков). К началу 20-х гг. в политическую элиту страны входили члены лишь одной партии, безраздельно правящей страной – ВКП (б).
Первоначально в коммунистической элите преобладали представители интеллигенции (причем многие из них нерусские по национальности), а также наиболее образованные представители рабочего класса. Это был союз идейных борцов, своеобразный орден революционных рыцарей, где царили товарищеские отношения, и имело место постоянная дискуссия по вопросам революционной стратегии и тактики. Однако для управления огромной страной требовались тысячи и десятки тысяч новых людей. Поэтому первоначальный состав коммунистической элиты был разбавлен, с одной стороны, за счет выходцев из социальных низов (сознательно осуществлялось «орабочивание» коммунистической партии), с другой стороны за счет представителей управленческого аппарата еще царского периода. Для первых, в силу из низкого образовательного уровня была характерна слепая вера в революционных вождей, для вторых были свойственны безыдейные приспособленчество и карьеризм. После того как прежняя коммунистическая элита с дореволюционным стажем сама себя уничтожила в ходе борьбы вначале с левым уклоном (Л.Троцкий), а затем с правыми уклонистами (Н.Бухарин и др.) обстановка в партии в целом и в среде коммунистической элиты коренным образом изменилась. К середине 30-х гг. элита была перестроена по иерархическому принципу. Во главе ее стоял вождь – И.Сталин, которому беспрекословно подчинялись все остальные. Все критически мыслящие люди из элиты изгонялись, а затем уничтожались. В течение ряда десятилетий вплоть до смерти Сталина в 1953 г. происходила в ходе массовых репрессий постоянная «чистка» политической элиты.
Со смертью Сталина представители коммунистической политической элиты получили гарантию от физического уничтожения в ходе репрессий. Однако это породило известную безнаказанность и бесконтрольность элиты: был резко ослаблен контроль сверху, который не был дополнен контролем снизу – со стороны населения. Тем менее до середины 70-х гг. коммунистическая элита была достаточно эффективна, обеспечивая высокие темпы развития производства и прогрессивных преобразований во всех сферах общества.
Исследователи говорят о наличии в советский период единственного привилегированного класса – номенклатуры. Номенклатура возникла еще в годы В.Ленина. Она представляла собой иерархически построенный перечень должностей, которые утверждал партийный комитет того или иного уровня (партком предприятия, райком, обком и т.д.). К людям, занимавшим номенклатурные должности, предъявлялись определенные требования (образование, опыт работы, идейная зрелость и т.п.). Заняв должность, они получали привилегии, соответствующие этой должности (жилье, продуктовый паек, обслуга, машина, дача, условия отдыха, лечения и др.). Под номенклатурой понимается и группа лиц, занимавших номенклатурные должности. В номенклатуру входила не только партийно-государственная, политическая элита, но и элита хозяйственная, военная, научная. Во времена Сталина номенклатура, обладая привилегиями, была своеобразной группой риска: ее представители становились в первую очередь жертвами репрессий. В постсталинский период, избавившись от угроз своему существованию, от перетасовок, номенклатура стала внутренне консолидироваться, забывать о своей социальной роли «служилого сословия». Протекционизм и коррупция проникли в самые высокие инстанции.
С 70-х гг. остро актуальной стала проблема внедрения принципиально новых подходов к управлению страной, а политическая элита вместо поиска их занималась упрочением своего положения, наращивая разного рода льготы. Тем самым она улучшала условия своей жизни, отрываясь от проблем и забот остального населения страны. Имело место и забвение элитой принципов коммунистической идейности.
В ходе перестройки эта коммунистическая идейность была элитой окончательно утрачена. Политическая элита увидела для себя значительные выгоды в переходе от планового хозяйства к рыночному и, особенно, в приватизации общенародной собственности. Большинство ее представителей решили конвертировать свою власть в собственность. Этим объясняется сравнительно бесконфликтный роспуск Коммунистической партии Советского Союза и распад самого Советского Союза. Лишь малая часть коммунистической политической элиты (менее 1/10) сохранила свой коммунистический характер, перейдя на сторону оппозиции, контр-элиты, противостоящей новому, исходя из коммунистической терминологии, буржуазному, антинародному политическому режиму, возглавленному выходцем из высших слоев коммунистической партийной номенклатуры Б.Ельциным. В этом плане Россия отличается от восточноевропейских стран, где часть коммунистической номенклатуры, сохранившая свои позиции во власти примерно вдвое меньше1.
Дата добавления: 2015-09-21; просмотров: 1281;