Понятие Избирательного права
Ведущей тенденцией государственно-правового развития современных стран является расширение числа государств, осуществляющих переход к демократическим процедурам. В юридическом плане это находит отражение в закреплении (прежде всего на конституционном уровне) разнообразных форм непосредственной демократии (отзыв выборных должностных лиц, роспуск представительных учреждений по народной инициативе и др.). Несмотря на обширный перечень форм непосредственной демократии, наибольшего применения и конституционного регулирования удостоился институт выборов.
В то же время справедливо замечание, что факт включения тех или иных форм непосредственной демократии в число конституционных институтов может указывать на изменение приоритетов данного государства в отношении роли граждан в принятии важнейших решений.[111] В силу сказанного особое значение придается в управлении государством таким формам непосредственной демократии, как референдум, народная законодательная инициатива и др.
К сожалению, большинство «сторонников» непосредственной демократии зачастую упускают из виду, что в различных политических условиях применение одного и того же института может иметь при внешнем сходстве разное качественное содержание. Применение непосредственной демократии при стабильном демократическом режиме будет сильно отличаться от ее применения при недемократическом режиме либо режиме, переживающем кризис.
Именно поэтому подлинная непосредственная демократия возможна только лишь в условиях стабильного демократического режима. И основной формой непосредственной демократии в такой системе управления являются выборы.
Базовой категорией для института выборов является понятие «избирательное право». Что представляет собой данное явление?
Традиционно термин «избирательное право» употребляется в двух значениях: в объективном смысле – как правовой институт; в субъективном – как право личности.
Объективное избирательное право – это совокупность правовых норм, регулирующих избирательные правоотношения, возникающие в ходе выборов.
Многие исследователи категорично признают избирательное право институтом конституционного права. Например, А.Г.Орлов считает, что под избирательным правом следует понимать «…один из основных институтов конституционного права, состоящий из правовых норм, санкционированных законом правил и сложившихся на практике обычаев, регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования представительных органов власти»[112].
Существует точка зрения, что избирательное право является комплексным правовым институтом: несмотря на то, что большая его часть действительно представляет собой конституционный массив, другая составляющая института избирательного права – это нормы уголовного права (касающиеся преступлений, связанных с проведением и организацией выборов), административного права (касающиеся правонарушений различных субъектов избирательного процесса), финансового права (связанные с финансирование выборов) и других отраслей права.
По мнению В.В.Маклакова, некоторые нормы избирательного права действительно содержатся в источниках, входящих в другие отрасли права, и в силу этого подобные нормы можно назвать поливалентными, т.е. относящимися к двум или нескольким отраслям права.[113]
Необходимо признать, что избирательное право – это подотрасль конституционного права, включающая в себя конституционные нормы различного уровня, регулирующие избирательные правоотношения.
Предмет регулирования избирательного права довольно широк и включает в себя: принципы избирательного права; избирательную систему (в широком смысле); стадии избирательного процесса (от назначения выборов до объявления их итогов); статус различных участников избирательного процесса (включая статус международных наблюдателей за выборами); обжалование результатов выборов; ответственность за нарушение избирательных прав граждан. В качестве отдельной составляющей можно выделить деятельность политических партий.
Некоторые исследователи включают в предмет избирательного права общественные отношения, возникающие в ходе проведения референдума. Данное мнение представляется не совсем верным: референдумное право являет собой отдельную подотрасль конституционного права, что обуславливается отличием референдума от выборов. Аналогичное положение и у других схожих с избирательным правом подотраслей конституционного права – права отзыва депутатов и выборных должностных лиц и др.
Основной и главный источник избирательного права, закрепляющий его основные положения, – конституция государства. Зачастую она определяет круг субъектов избирательного права, условия предоставления и лишения этого права. Например, статья 48 Конституции Италии 1947 года декларирует, что избирательным правом пользуются все достигшие совершеннолетия граждане, а голосование характеризуется как личное, равное, свободное и тайное; голосование является общественным долгом.
Конституции некоторых стран содержат специальные разделы, посвященные избирательному праву. В таких государствах институт избирательного права, видимо, обладает бóльшей системностью, чем в странах, избирательные нормы которых размыты по всему конституционному тексту.
В силу невозможности детального регулирования избирательных правоотношений в самой конституции последние традиционно закрепляют основные принципы избирательного права, а более детальное регулирование норм избирательного права осуществляется специальными правовыми актами. К их числу можно отнести избирательные кодексы и законы о выборах и порядке голосования.
Этими актами источники избирательного права не ограничиваются. Помимо вышеперечисленных к ним относятся:
– регламенты палат законодательных органов;
– акты главы государства по вопросам избирательного права;
– решения органов исполнительной власти;
– судебные прецеденты по избирательным спорам;[114]
– акты органов, организующих ход избирательного процесса (избирательные комиссии, избирательные бюро и т.п.);
– акты органов местного самоуправления.
Нельзя исключить из числа источников избирательного права и правовой (конституционный) обычай.
Довольно затруднительно категорично отнести избирательное право к категории частного либо публичного права. Скорее, необходимо признать, что избирательное право основывается на соотношении частного и публичного элементов.
Диалектическое единство частноправового и публично-правового в избирательном праве заключается: во-первых, в государственно обусловленной необходимости (стабильность, правовая эффективность, общественная, а не корпоративная направленность публично-властной деятельности) обеспечения выражения гражданами своих предпочтений и их персонифицированной или парламентско-партийной легитимации; а во-вторых, в той непреложной истине, что нормирование круга индивидуальных субъектов политического процесса и степени их участия определяют, в какой мере государственно-властные субъекты будут признавать, соблюдать и защищать правовую свободу.[115]
Получается, что каждый избиратель, как правило, обладает личной целью, свободой выбора – пойти или не пойти на выборы, голосовать «за» или «против» кандидата и др. – и в то же время реализация указанной цели преследует публичный интерес – формирование публичных органов власти.
Подобного мнения придерживается Н.С.Бондарь: «… выборы как организационно-правовой механизм реализации народовластия, несмотря на принадлежность к публично-правовой сфере, несут в себе также ярко выраженный частноправовой потенциал. Являясь способом привлечения каждого гражданина к осуществлению политического народовластия, избирательные права обеспечивают перевод, «трансляцию» публично-правового содержания демократических институтов (государства и местного самоуправления) на уровень каждой конкретной личности как участника политических отношений. Сами же граждане как носители соответствующих прав и свобод выступают в этом случае в качестве участников социально-политической жизни страны в целом»[116].
Субъективное избирательное право представляет собой право граждан государства (а в некоторых случаях иностранных граждан) на участие в выборах.
В зависимости от формы такого участия можно выделить: активное избирательное право и пассивное избирательное право.
Как известно, вышеуказанные термины были заимствованы путем описательного перевода с английского языка, в соответствии с грамматикой которого избирательные права граждан выражаются через активный (to elect – избирать) и пассивный (to be elected – быть избранным) залоги.[117]
Активное избирательное право (право избирать) – это субъективное право личности обладать решающим голосом при формировании органов публичной власти.
Данное право предоставляет гражданину возможность не только голосовать за кандидата, который ему симпатичен, расставлять преференции, но и голосовать против всех кандидатов. Необходимо признать, что вряд обоснованно мнение, что активное избирательное право включает в себя право участвовать в референдуме,[118] точно так же как и право отзыва и др.
Категория лиц, которым принадлежит активное избирательное право, определяется рядом избирательных цензов (о которых речь пойдет ниже): возрастным, цензом оседлости и т.д. Практически во всех странах обладание избирательным правом связано с наличием гражданства (подданства) у лица. Данное правило является выражением на практике принципа народного суверенитета.
Пассивное избирательное право (право быть избранным) – это субъективное право личности быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Для обладания пассивным избирательным правом требуется отвечать более высоким требованиям, чем для активного: более высоким возрастным цензом, моральными цензами, не занимать определенные должности (должностной ценз и ценз несовместимости) и т.д.
Определение характеристики избирательного права как индивидуального или коллективного прав является одним из дискуссионных вопросов избирательного права. Полярность мнений в этой сфере присуща и российскому конституционному праву.
Так, М.С.Матейкович указывает, что нельзя однозначно утверждать об индивидуальном характере всех без исключения избирательных прав, учитывая реализацию избирательных прав в процессе выборов, предполагающих выявление общей воли избирателей, принявших участие в голосовании.[119]
Более аргументированно рассматривать избирательные права (как активное, так и пассивное) в качестве индивидуальных прав, реализуемых субъектом индивидуально. Кажущаяся коллективность их реализации относится в действительности не к осуществлению избирательных прав, а к природе выборов.[120]
Дата добавления: 2015-09-21; просмотров: 1267;