Клинические аспекты. Нарушения на уровне простых свойств
Нарушения на уровне простых свойств. Цветовая слепота, ахроматопсия. Ахроматопсия, или цветовая слепота, определяется как расстройство элементарных форм цветовосприятия. Видимый мир становится бесцветным, бледным и может выглядеть, как черно-белое кино. В более серьезных случаях все вокруг воспринимается как разные оттенки серого (McKay, Dunlop, 1899; Hoff, Potzl, 1937; Bodamer, 1947; Hecaen et al., 1952; Beyn, Knyazeva, 1962; Albert, Hecaen, 1978; Da-masio et al., 1980). Узнавание объектов в повседневной жизни может быть в основном сохранным, но наблюдаются трудности в том случае, когда цвет объектов является основным свойством, на которое нужно ориентироваться при их различении, например, банки с соленьями и с вареньем, бронзовые и серебряные монеты (Pallis, 1955).
Пациенты с ахроматопсией могут показывать нормальные результаты при диагностике с помощью таблиц Ишихары (1983). По таблицам оценивается способность различения голубого и желтого, красного и зеленого цветов, благодаря чему у пациентов с ретинальной цветовой слепотой выявляются нарушения восприятия в некоторых секторах цветового спектра. Потерю цветового зрения во всем спектре, типичную для ахроматопсии, можно диагностировать с помощью теста «100 оттенков» Фарнсуорта-Манселла (Farnsworth-Munsell 100 Hue Test; Farns-worth, 1957), в котором требуется правильно расположить образцы цветов, чтобы они образовали континуум всего цветового спектра (McCarthy, Warrington, 1990). У многих пациентов с серьезной ахроматопсией острота зрения может быть сохранна (Meadow, 1974).
Расстройства цветоразличения могут ограничиваться одной половиной зрительного поля (Verrey, 1988; Albert et al., 1975; Damasio et al., 1980). Случаи ахроматопсии редки. Ахроматопсия часто сопровождается прозопагнозией и топографагнозией (Bodamer, 1947; Hecaen et al., 1952; Pallis, 1955; Levin et al., 1961; Beyn & Knyazeva, 1962; Kok, 1967; Meadow, 1974; Green & Lessel, 1977; Grusser & Landis, 1991). В некоторых случаях ахроматопсии также описаны амнезия объектов и чистая алексия.
Нарушения на уровне сложных свойств. Цветовая агнозия и отчуждение цвета от свойств объекта. Цветовая агнозия изучается с помощью задач на кон-
венциональную переработку информации, когда объект предъявляется в незамаскированном конвенциональном виде. Термин «цветовая агнозия» чаще всего используется для описания невербально опосредованных расстройств распознания цвета как свойства объекта. В случаях цветовой агнозии различение цветов обычно сохранно.
Пациент с цветовой агнозией утрачивает способность подбирать образец цвета, соответствующий черно-белому изображению объекта (помидор, банан, трава и т. д.). Этому человеку также трудно раскрасить такое изображение, оценить, насколько правильно раскрашен рисунок, например зеленый слон, красный банан, и представить себе цвет отсутствующего объекта. Можно считать, что в данном случае нарушается способность использования цвета как одного из сложных свойств объекта.
Термин «цветовая агнозия» также используется для обозначения неспособности рассортировать образцы различных оттенков по группам оттенков того или иного цвета, например все оттенки зеленого, красного или голубого, которую можно охарактеризовать как трудность формирования такого сложного свойства, как цвет.
Однако остается неясным, как и насколько при этих трудностях нарушается распознание объектов. Некоторые ответы на этот вопрос можно получить путем дальнейших исследований неконвенциональной переработки информации у пациентов с цветовой агнозией, например при изучении распознания цветных объектов в условиях зашумления, кратковременного предъявления и отсутствия деталей формы. Представляется интересным исследовать распознание динамических свойств незамаскированных объектов, отраженных в их цвете, например зрелые или незрелые фрукты и овощи или деревья и трава в разные времена года.
Нарушения на семантическом уровне.Цветовая аномия и цветовая сенсорная афазия. Термин «цветовая аномия» относится к нарушениям называния цвета предметов, например частей предметов, поверхностей объектов. Цветовую аномию можно считать расстройством семантического уровня, нарушением определения вербального значения цвета. Называние объектов обычно нарушено меньше, чем называние цветов. Термин «цветовая афазия», или «цветовая сенсорная афазия», используется, когда пациент обнаруживает неспособность указать на цвет по вербальной команде (Sittig, 1921; Давиденков, 1926; 1956). При этом пациент часто в состоянии рассортировать оттенки цветов или подобрать цвет, соответствующий тому или иному объекту, но обнаруживает нарушения называния цвета или понимания названий цвета.
Цветовая аномия и цветовая сенсорная афазия часто наблюдаются у одних и тех же пациентов, но были описаны и случаи изолированного развития цветовой аномии или цветовой сенсорной афазии (Steingel, 1948; Кок, 1967; Oxbury et al., 1969; Mohr et al., 1971). Цветовая аномия часто бывает связана с алексией, амне-стической афазией и нарушениями ориентации в пространстве (Grusser, Landis, 1991).
Цветовая агнозия и распознание сцен, пространственных отношений, эмоций.Таксономия зрительной агнозии главным образом основана на различении между разнообразными задачами процесса переработки зрительной информации,
такими как распознание объектов, лиц, сцен, пространственных отношений. Чтобы понять и объяснить механизмы зрительной агнозии объектов, лиц, сцен и т. д., обычно анализируются нарушения операций, лежащих в основе этих задач, например, нарушения распознания формы. Однако, несмотря на четкую анатомическую и физиологическую независимость системы переработки цвета на всем ее протяжении от ретинального уровня до корковых структур, термин «цветовая агнозия» ограничивается в основном нарушениями распознания объектов, связанными с отчуждением цвета от описания объекта, основанного на его форме.
Однако цвет, как одно из свойств видимого мира, возможно, играет гораздо более значительную роль в процессе переработки зрительной информации и различных его нарушениях, например цветовая агнозия может входить в состав нарушений распознания сцен, которые характеризуются сочетанием свойств текстуры, цвета и формы (пустыня, лес, покрытый травой луг). Неспособность распознавать цвет ориентиров на местности, например, «когда увидите красный дом, поверните налево», может вызывать у пациентов с цветовой агнозией нарушения топографической памяти. Эмоциональная жизнь также связана с переработкой информации о цвете. Термин «голубая хандра» часто используется для описания угнетенного состояния духа, а выражение «побагровевшее лицо» характеризует человека в состоянии гнева. Соответствующие нарушения могут включать в себя трудности распознания эмоций или личностных черт с опорой на цвет как на свойство, которое облегчает эти процессы. Конечно, требуются дальнейшие исследования.
Цветовая агнозия как расстройство операциональной стороны процесса переработки зрительной информации.Термин «цветовая агнозия» характеризует нарушения операций с цветом как свойством видимого мира, аналогичного форме, но не указывает на соответствующие трудности решения таких задач, как распознание объектов или сцен. По-видимому, трудности распознания цветов, сортировки их оттенков и подбора цветов для конкретного объекта не приводят ни к одному клинически значимому расстройству распознания объектов или сцен. Пациент с цветовой агнозией может быть не в состоянии различить помидор и яблоко только по форме, не опираясь на их цвет, но сможет распознать большинство объектов, ориентируясь на такие их свойства, как форма, размер и текстура. Не было показано, что нарушения распознания объектов непосредственно связаны с цветовой агнозией или афазией или входят в их состав. Нарушения цветового восприятия часто сопровождают другие типы зрительной агнозии, особенно про-зопагнозию (Meadow, 1974a; Green, Lessel, 1977), но они являются клинически независимыми. В характеристике зрительной агнозии столь незначительно отражены трудности существования человека в окружающем цветовом мире, что в основных публикациях по агнозии цветовая агнозия даже не рассматривается (см. Lu-ria, 1966; Farah, 1990).
По-видимому, нарушения распознания цвета требуют дальнейших исследований, касающихся их роли в решении функциональных задач процесса переработки зрительной информации. Мы воспринимаем окружающий мир в цвете, и нам трудно представить себе, что расстройства восприятия цветового мира связаны с сортировкой образцов различных оттенков цветов и утратой цветовых образов некоторых овощей и фруктов. Нарушения распознания цвета могут проявляться
в задачах на отделение сигнала от шума, выделение и распознание объектов на фоне шума или объектов с недостающими деталями; в задачах, требующих распознания сцен с опорой на текстуру, а также в задачах, связанных с пространственной ориентацией объектов.
Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 1066;