Закон "расширения опыта". 2 страница

"По-видимому, несчастный все же не мог воспротивиться неодолимой потребности еще раз посмотреть на свои пороховые бочки и посчитать свои гранаты. И вот что-то, подковка, камешек, просто неосторожное движение — в один миг все воспламенило".

Отсюда вывод, столь же непреложный, сколько и оригинальный: лучше целиться в несовершенство и попасть, чем в совершенство и не попасть.

 

 

228. Закон "самооглупления"

Всякий раз, перед лицом точного действия других людей наше восхищение ими принимает форму сомого. Очевидно, надо сдерживаться, контролировать себя. "Президент Гарвардского университета Элиот как-то рассказал Гансу Селье (тому самому, что открыл явление "стресса") такую историю. Войдя в переполненный ресторан, он отдал шляпу гардеробщику-негру. При выходе Элиот с удивлением увидел, что гардеробщик безошибочно выбрал именно его шляпу из сотен других. В изумлении он спросил: "Как вы узнали, что это моя шляпа?" — "Да не знал я, что она ваша!" — был ответ. "Почему же тогда вы дали мне ее?" — спросил Элиот. На что гардеробщик очень вежливо ответил: "Потому что вы, как вошли, отдали ее мне". Президенту университета чрезвычайно понравилось столь скрупулезное обращение с причиной и следствием.

 

 

229. Закон "самопревосходности"

 

"Не только музыке надо быть сверхмузыкой, чтобы что-то значить, но и все на свете должно превосходить себя, чтобы быть собою. Человек, деятеленость человека, должны заключать элемент бесконечности, придающей явлению определенность, характер".

(Б. Л. Пастернак)

 

Рис. Борис Леонидович Пастернак

 

 

230. Закон "сатанинской» диалектики"

Каждый миг своей жизни, в минуты радости, скорби, утехи, в восхождении и на спуске будем помнить о сатанинской диалектике, присущей всем человеческим проявлениям — и нашим, и чужим. Они, всегда будучи такими, всегда и в то же время — другие: а одно и то же время, в одном и том же месте, в одном и том же отношении.

Помимо тотальности этот закон еще и универсален, а потому может выглядеть и в таком ракурсе: Что бы люди ни затевали, их начинания будут поняты другими людьми не так, только не так, всегда не так!

Тема вполне в духе Эдварда Мэрфи. Но по правде говоря, на эту странность людского поведения, глубоко заякоренную в человеческой натуре, внимание обращалось давно. Может быть, лучше других суть дела сформулировал в 1353 г. итальянец франческо Петрарка (1304–1374).

Обратите внимание на то, как остер его глаз, красива мысль, как предельно точно все подмечено. Возьмем в руки письмо, адресованное Петраркой своему другу Франциску, приору св. Апостолов; подивимся, подумаем, задумаемся. И ведь есть о чем! Итак.

 

"Бывает ли в делах человеческих хоть что-нибудь настолько благоразумное и осмотрительное, чтобы не оставить лазейки для брани и нападок? Покажи хоть одного, кто избавлен от этой чумы! Самого Христа опозорили и в конце концов погубили те, кого он пришел спасти; мы еще хорошо отделались, если без топора над головой, без боязни плетей терпим словесные наскоки. Если только не предположить, что древние лучше умели язвить, никогда не было эпохи наглее нашей. Расскажу тебе одну из известных в народе басен, какими старухи коротают у огня зимние ночи. Старик и сын-подросток шли куда-то, имея на двоих одного, да и то небольшого ослика, на котором по очереди облегчали себе тяжесть пути. Когда поехал родитель, а мальчик шел следом, встречные стали насмехаться:

"Вот дышащий на ладан и бесполезный старик, ублажая себя, губит красивого мальчугана". Слез старик и поднял упирающегося сына вместо себя на седло. Встречная толпа зашепталась: "Вот ленивый и крепкий мальчишка, потакая своей испорченности, убивает дряхлого отца". Покраснев, тот заставляет отца подсесть к себе, и одно четвероногое везет обоих. Но громче ропот прохожих и возмущение: малое животное задавлено двумя большими! Что делать? Одинаково расстроенные, оба сходят и на своих ногах поспешают за идущим налегке ослом. Однако насмешки жестче и смех наглей: двое-де ослов, желая поберечь третьего, не берегут себя. "Замечаешь, сын мой, — говорит тогда отец, — что не выходит сделать так, чтобы одобрили все? Давай вернемся к тому, что было у нас принято в самом начале, а они пускай продолжают говорить и браниться, как принято у них". Больше ничего тебе не скажу, да и не надо, басня грубая, но действенная".

 

231. Закон "свободного проявления"

"Чего бы стоило и что бы значило для нас солнце, если бы его лучи упирались во что-либо еще до Земли!"

Известный английский физик Эрнест Резерфорд (18711937) высоко ценил в учениках самостоятельность мышления, инициативу и делал все возможное для того, чтобы выявить у человека его индивидуальность.

Лауреат Нобелевской премии по физике Петр Леонидович Капица так описывал положение дел в лаборатории Резерфорда.

"Тут часто делают работы, которые так нелепы по своему замыслу… Когда я узнавал, почему они затеяны, то оказывалось, что это просто замыслы молодых людей.

Крокодил ("Крокодил" — шутливое кулуарное прозвище Резерфорда) так ценит, чтобы человек проявлял себя, что не только позволяет работать на свои темы, но еще и подбадривает, старается вложить смысл в эти, подчас нелепые, затеи".

Однажды Резерфорду сказали, что одни из его учеников работает над безнадежной задачей и напрасно тратит время и деньги на приборы. — "Я знаю, — ответил Резерфорд, — что он работает над безнадежной проблемой, но зато эта проблема его собственная, и если работа у него не выйдет, то она научит его самостоятельно мыслить и приведет к другой задаче, которая уже будет иметь решение".

Именно такое отношение к ученикам способствовало тому, что Резерфорд создал мощную научную школу.

 

 

232. Закон "секрета свержения"

 

"В делах своих помните о дереве, которое сказало дровосекам: "Если бы в руках ваших не было части моего тела, вы бы никогда не смогли повалить меня".

(Ахикар Премудрый)

 

233. Закон "середины"

Поступай, как на рынке, бери из середины, ибо то, что сверху, положено для покупателя!

Мудрость масс устойчиво проявляется в настороженном отношении к крайностям. Экстремистов любят слушать, им даже поддакивают, но идут за ними неохотно и очень редко.

Закон середины можно сформулировать еще и так: Люди чувствительны не столько к разумности, сколько к устойчивости .

 

 

234. Закон "сигнального поведения"

Человек не видит во тьме. Но человек «слеп» и тогда, когда разглядывает Солнце. Во всех же остальных случаях он зряч. Орган зрения — глаз — требует ПРИСПОСОБЛЕНИЯ!

Вы не задумывались, почему раскаленный прут (из обычно молчаливого железа), будучи опущенным в воду, громко, резко и возмущенно шипит? Да, он требует ПРИСПОСОБЛЕНИЯ.

Любой человек, помещенный в "другие люди" тоже резко…???… (так сказать, шипит). Почему?

Да, он тоже требует приспособления.

Имейте это в виду!

 

 

235. Закон "силы"

Среди сочинений римского баснописца Федра (ок. 15 до н. э. — ок. 70 н. э.) есть одна басня, в которой повествуется о совместной охоте льва, коровы, козы и овцы. После удачной охоты лев разделил добычу на четыре равные части и сказал: "Одну часть добычи я беру себе, потому что я лев, другую — потому что я храбр, третью — потому что я силен, а кто коснется четвертой, тому не поздоровится".

 

"Сила в жизни большая фора, вроде королевского титула. Избавляет от мелких неприятностей, хотя не избавляет от крупных. Вроде королевского титула. Короля можно казнить, но нельзя мимоходом съездить по уху".

(Василий Плехов. Миражи ноосферы)

 

 

Ежегодно в мире от рака умирают около пяти миллионов человек. 25 лет назад Т. Воробьева, химик-аналитик одного из оборонных заводов, фактически была приговорена к смерти" — рак IV стадии, почти полный паралич.

Врачи не скрывали, что жить ей осталось считанные дни.

Как это нередко бывает в критических ситуациях, люди, мобилизуя все оставшиеся силы в борьбе за жизнь, находят простые до гениальности решения долгое время мучивших их проблем. Т.Воробьевой помогло знание химии. По ее просьбе сотрудники больницы приготовили соответствующие растворы, и она занялась самолечением.

Результат был поразительный. Через неделю, когда главврач зашел к ней попрощаться, она делала огуречные маски для лица, а через два месяца встала на ноги.

"Воскрешение из мертвых", сообщает еженедельник "Аргументы и факты", подвигло Т. Воробьеву на изучение опыта народной медицины. В 1988 г. она познакомилась с работами американского ученого Стэнли Кона (удостоенного Нобелевской премии) в области биохимии рака, которые помогли ей объяснить биологическую природу рака и сделать открытие в иммунологии. Это, в свою очередь, позволило разработать новые методы и препараты для лечения рака. Один из них — «Витурид», который является гомеопатическим средством, резко стимулирующим иммунитет и одновременно рассасывающим опухоли.

А теперь, после такого небольшого вступления, история-пример к правилу "силы".

Одному из из пациентов Т. Воробьевой с IV стадией рака мозга для продолжения лечения срочно потребовался «Витурид». Он послал, жену в Киев, в НИИ фармакологии и токсикологии, где в это время изготовляли опытные партии чудодейственного лекарства. Было лето, период отпусков, в институте почти никого не было, препарат ей не дали. Тогда он поехал сам. В кабинете заместителя директора института он достал гранату и сказал, что взорвет себя, если ему не выдадут «Витурид». Из отпуска отозвали сотрудников, которые срочно изготовили необходимый препарат. Пациент этот здравствует и поныне.

Рассказывают, что один из самых удачливых завоевателей конца Х в. фатимид Аль-Муиз ли Дин Аллах (буквально "Возвеличивающий веру Аллаха") как-то на вопрос о его родословной извлек из ножен меч и молвил:

"Вот моя родословная!" Затем приказал рассыпать золотые монеты в тронном зале и добавил: "А вот мои знатные родичи!"

 

 

236. Закон "сжигания ожиданием"

 

Ожидание мести хуже самой мести.

Лучшая плаха — «тряска» от страха.

 

Обычная точка зрения относительио ожидания та, что оно благо. Принято почему-то думать, что ожидание — позитывный феномен, что в нем есть и аспект благоприятной перспективы, и согревание надеждой, и оптимистический настрой. Но так ли это? Ведь не можем же мы упускать из виду, что людям должна быть более свойственна осторожность, нежели беспечность!

Разве не факт, что одежды…???… всегда более ярки, а…???…, как правило, менее всего заметна. То же и с ожиданием. Для человека она острее ножа, хотя по ощущению вкуснее конфеты.

О, наша сущность! Сколько же в ней всего, от чего бежать следовало бы, а мы тянемся, льнем, уповаем!

Примечательный случай имел место в начале нашего века. Надзиратель парижского лицея своим поведением вызвал к себе ненависть со стороны студентов, и они решили отомстить ему. Студенты схватили надзирателя, привели в полуподвальное помещение и в масках устроили суд над ним. Выступил «прокурор», который от имени всех студентов обвинил его в «злодеяниях», перечислив все его «преступления». «Суд» приговорил его к обезглавливанию. Принесли плаху и топор и объявили осужденному, что ему осталось только три минуты на то, чтобы покончить все земные расчеты и приготовиться к смерти.

По прошествии этого срока его принудили стать на колени и положить голову на плаху. Один участник этой жестокой забавы занес топор, а второй ударил полотенцем по шее. После этого студенты с хохотом предложили ему подняться. К их великому удивлению и испугу, приговоренный не двинулся с места — он был мертв.

Одна женщина обратилась к сравнительно молодому, но уже знаменитому профессору. Он установил у нее декомпенсированный порок сердца. Заметим, что среди лиц с указанным пороком имеются даже всемирно известные спортсмены. Чтобы ободрить пациентку, профессор шутя сказал: "Вы можете вообще не беспокоиться о соем сердце — раньше меня не умрете, а если умрем, то вместе". На следующий день профессор скоропостижно скончался. Женщина об этом узнала и впала с состояние крайнего волнения. Вызванному на дом участковому врачу она говорила: "Я знаю, что должна умереть". Через несколько часов работа ее сердца резко ухудшилась, а немного позже наступила смерть. Шутка знаменитого врача сыграла роковую роль.

 

 

237. Закон "слабого места"

Тысячи лет общественной истории посвятили человеки в поиске наиболее болезненных мест в себе подобном. В э том деле «творчество» столь же активно, как, скажем, в технике или искусстве. Уколоть или уколоть поглубже, почувствительнее, попамятнее — такова задача тех, кто хочет подчинить и жаждет от других покорности.

Для унижения людей раздевают, подвергают ненужным медицинским осмотрам, фотографируют в соответствующих позах, не говоря уже о массовых изнасилованиях и прочем. Например, древний китайский правитель Цинь Ши-Хуан заталкивал людей в отхожие ямы и засыпал землей пополам с дерьмом.

 

 

238. Закон "славы"

"Чем больше, просторнее и стремительнее слава, тем скорее ее потеря. Очень красивые цветы не цветут долго."

 

 

239. Закон "слез"

 

"Слезы незнакомого человека располагают нас к нему прежде, чем мы узнаем их причину".

(Жан-Батист Дюбо)

 

240. Закон "сложенного веера"

Расширяя тем или иным образом некую проблемную область, люди готовят себе пути отступления и растворяют необходимость немедленного ответа, которого от них ждут, в безграничной полифонии смыслов вопроса.

Не подыгрывайте таким уловкам. Сверните показываемую вам ленту чужих намерений снова в рулон теперь уже вашей инициативы в желании, пятно раскрытого веера сложите в стрелку указания решения.

Из анекдотов "про Вовочку".

 

Идет урок, и учительница вдохновенно рассказывает детям об основном законе социалистического общества "все для человека, все для его блага".

Вовочка тянет руку.

— Чего тебе? — спрашивает учительница.

— А я даже знаю имя этого человека!

— ?

— Это Леонид Ильич Брежнев.

 

"Чарли Чаплин стал в Америке мультимиллионером.

Народный же артист Советского Союза Аркадий Райкин не имел даже дачи. О театре и говорить не приходится.

Лишь за несколько месяцев до смерти он успел выступить в «собственном» театре. Этому предшествовала долгая история.

Аркадий Исаакович пришел на прием к Брежневу и попросил помещение для театра. Брежнев ответил, что не знает, как это сделать. Райкин сказал, что он может назвать человека, который знает. "Кто?" — "Леонид Ильич Брежнев", — ответил Райкин. Брежнев, который в ту пору больше походил на мумию, тем не менее улыбнулся. Позвонил Демичеву (министру культуры) и сказал: "Вот у меня сидит Райкин. Он хочет театр в Москве. Я согласен. А ты?" "Тоже согласен", — торопливо в унисон ответил Демичев. Затем такие же диалоги состоялись с Гришиным и Романовым. Потом Брежнев сказал: «Пиши».

— "Что?"

— "Что просишь". И наложил резолюцию «согласен». Тут же было дано поручение помощнику, а бумага вручена Райкину — мол, понадобится.

Вскоре Брежнев умер. Немедленно послабела бумага.

Все затягивалось. Райкину пообещали театр в следующей пятилетке. Он ответил, что ее у него нет. Наконец, открыли. А пятилетки, действительно, у артиста не оказалось".

(Павел Бунич. Из воспоминаний о А. И. Райкине)

Рис. Великий артист сатирической эстрады Аркадий Исаакович Райкин

 

 

241. Закон "слома"

Те, кто прошел сквозь кошмары концентрационных и «исправительных» лагерей, полагают, что нет такого человека, который смог бы вполне сохранить человеческий образ в нечеловеческих обстоятельствах.

Разными бывают лишь степени и обратимость утраты человеческого в человеке.

"Никакой человек не желает деградировать по своей воле. Обычно его толкают к этому действия других людей, которые в силу каких-либо причин заинтересованы в том, чтобы он «сломался». Причем обстоятельства сами по себе, сколь катастрофическими бы они ни были, ломают человека редко. Утрата достоинства происходит тогда, когда унижение, пережитое личностью, достигает трудно уловимого предела, и она (личность) вынуждена примириться и делать все то, чего хочет от нее противник. Чтобы сломать человека, надо дать ему осознать и почувствовать собственное ничтожество. Для этого его выставляют на позор и заставляют совершать такие действия, которые для любого человека всегда отвратны, например, символическое уравнивание его с животным.

Лишить личность веры в собственную ценность — значит вынудить его бездумно и безотчетно цепляться за свою жизнь, спасаться любой ценою, даже оговаривая своих друзей и родных, выискивая при этом для себя каких-то выгод в навязанном нечеловеческом положении. Легче всего уничтожить в человеке уважение к себе, заставив его совершить подлость по отношению к близким. Действиями такого рода личность как бы разрушает свое право на причастность к нравственному порядку бытия, каковая и составляет основание человеческого достоинства".

 

 

242. Закон "собственного негативного опыта"

Когда маленькому ребенку, разрешают дотронуться до горячего утюга, то тем самым у него формируют направленное устойчивое обусловливание.

Сила собственного негативного опыта велика. Например, у циркового гимнаста, сорвавшегося со снаряда и получившего травму, уже в новой ситуации повторения того же самого трюка страх возникает непроизвольно.

 

 

243. Закон "собственной выгоды"

Человек стремится только к собственной выгоде.

Если смотреть на жизненный путь декабристов (русских дворян-офицеров, вышедших в морозный декабрьский день 1825 г. на Сенатскую площадь в Петербурге защищать право России на прогрессивное развитие и право народа на счастье, глазами мещанина, обывателя, с позиций узкопотребительской психологии, то было бы удивительным не задаться таким вопросом: чего не хватало им в жизни? Ведь М. Орлов в 26 лет стал генералом, генералом был и М. Фонвизин. П. Пестель — сын генерал-губернатора Сибири, А. Ентальцев — подполковник, С. Волконский, С. Трубецкой и А. Одоевский — князья. В доме И. Анненкова было 150 лакеев, 14 поваров.

Но закон есть правило, а потому оно верно и по отношению к декабристам. Просто выгода может браться в разных отношениях: выгода «тела», выгода «мозга» (к примеру, «изобретательское» подвижничество и даже фанатизм), выгода «духа», выгода «души», выгода «мировоззрения» (видимо, в этом разряде и должна классифицироваться настойчивая до самозабвения сила убеждения людей, которые блестящим офицерским карьерам и роскоши быта предпочли лишения, кандалы, глумление, позорную смерть).

Другое дело, что благо своего естества мы зачастую уверенно выдаем за служение общим интересам… Но это уже выход за рамки темы.

 

 

244. Закон "соответствия времен"

То, что долго рождалось, и умирает долго.

Всем социальным стратегам, реформаторам и революционерам, пытающимся в режиме "быстро, немедленно, сейчас" решить навязываемые ими обществу планы, следует знать, что вековые привычки людей умирают медленно.

Отсюда следует, что спешить в политике означает только одно — опережать обуздыванием свою торопливость.

 

 

245. Закон "сопричастности"

Суть этого правила: полонение человека сопереживанием и ощущаемым сочувствием.

Представьте себя свидетелем такой сценки: родильный блок, на каталке лежит женщина, у ее изголовья мужчина. Наклонился к ее лицу, гладит волосы, что-то шепчет на ухо. В его позе и жестах — искреннее участие, нежность. Вы скажете, чушь, не может быть. С вами трудно не согласиться. Но и вам будет непросто, ознакомившись с конкретным примером. В конце 1991 г. газета "Частная жизнь" поместила любопытный отчет о проведенном эксперименте, интересном для нас тем, что в нем хорошо просматривается идея закона "сопричастности".

"Рожать вместе с мужем? Женщины относятся к этому по-разному. Кто-то испуганно машет руками: "Нет-нет ни за что на свете! В таком виде — перед мужем?!" А кто-то радуется: "Слава Богу, не так страшно, когда родная душа рядом". Реакция мужей — от легкого мандража до панического страха. Но пока немногие могут по собственному опыту судить, хорошо это или плохо. Среди этих немногих — Вера и Андрей. Роды прошли нормально, и теперь, когда все уже позади, они могут рассказать о своих ощущениях.

— У меня это уже вторые роды, — говорит Вера. — Я хорошо представляла, как важно в такой момент чувствовать, что ты не одна, что рядом есть близкий человек, который может поддержать, успокоить… Да и акушерки в присутствии мужа внимательнее и вежливее…

— Ну, а вы Андрей?

— Я в таком напряжении был, будто сам рожал: очень это тяжело — видеть, как страдает любимый человек.

Почему согласился? Наверное, потому, что состояние жены в этой ситуации для меня важнее, чем забота о собственном спокойствии.

Психологам еще предстоит написать диссертации о том, как влияет на роженицу присутствие мужа, при каком типе отношений это укрепляет семью, а при каком, возможно, и наоборот. Но пока решать "быть или не быть" — нам самим, а разрешение получать — у главного врача роддома, который старается предугадать, готов ли к этому муж, не будет ли у него непредсказуемой реакции.

И все-таки: в таком виде — перед мужем? Мы боимся выглядеть неэстетично. Но ведь мужу совсем не обязательно стоять рядом с акушеркой. Во время самих родов можно даже попросить его выйти. Самое, наверное, важное, чтобы он был рядом вначале.

Ну, а как медики относятся к этому новшеству — родам вместе с мужем? Они — за!

А почему бы и нет? Ведь итог этого эксперимента — проявление у мужа к жене нового особого чувства. Следовательно, у всего замысла было необходимое «влияющее» начало.

 

 

246. Закон "сопровождения противоположным"

 

"Пороки неотделимы от великих и могущественных обществ, богатство и величие последних не могут существовать без них".

(Бернард Мандевиль)

 

 

Закономерный миропорядок от истоков своих такой, что обнаруженное Ломоносовым и Лавуазье явление (речь идет о "законе сохранения материи") лишь частичка той огромной сути, а именно: появление чего бы то ни было неизменно влечет следом за собой возникновение своей противоположности, столь же правомерной и жизненной, как и породившие ее процессы.

А это значит, что чем больше сладости, тем не меньше горечи, что рядом со славой столь же много позора, что богатству была и будет противостоять равная ему бедность, что без роста числа хулителей не увеличить тиража никакой книги.

Французский врач и литератор Бернард Мандевиль (1670–1733) строит интересное рассуждение.

 

"Я полагаю, что пока те люди, которые вынуждены постоянно ходить пешком по Лондону, не принимают во внимание ничего, кроме своей одежды и своего личного удобства, среди них найдется мало таких, кто не пожелал бы, чтобы улицы его были гораздо чище, чем они обычно бывают; но если они однажды поймут, что многое из того, что доставляет им неудобство, является результатом изобилия, большого уличного движения и богатства этого могущественного города, то, если они хоть немного заботятся о его процветании, они вряд ли когда-либо захотят, чтобы улицы его были менее грязны. Ибо если мы примем во внимание самые разнообразные материалы, которыми необходимо снабдить множество профессий и ремесел, число которых постоянно растет; огромное количество провизии, напитков и топлива, которое ежедневно потребляется городом, мусор и отходы, которые неизбежно от них остаются; огромное количество лошадей и других животных, которые постоянно заполнят улицы; повозки, экипажи и тяжелые кареты, которые беспрерывно стирают и ломают мостовые, и более всего бесчисленные толпы людей, которые постоянно бродят и топчатся повсюду, во всех его уголках; если, говорю я, мы примем во внимание все это, то обнаружим, что ежеминутно должна образовываться новая и новая грязь; а если учесть, насколько удалены большие улицы от реки, сколько денег и труда надо вложить, чтобы убирать мусор и грязь так же быстро, как они образуются, то надо будет признать, что Лондон просто невозможно сделать более чистым прежде, чем он станет менее процветающим".

 

А в своей знаменитой басне о пчелах (1705) тот же Мендевиль так всеохватывающе трактует данную тему, что я, имея намерением дать достойную иллюстрацию правилу "сопровождения противоположным", не откажу себе и вам, читатели, почерпнуть из этого произведения достаточно много.

Итак, Бернард Мандевиль — "Возроптавший улей, или Мошенники, ставшие честными", перевод с английского А. Л. Субботина.

 

В просторном улье пчелы жили,

Там все имелось в изобилье;

И множились науки в нем,

И шел промышленный подъем;

Закона и оружья сила

Его величие хранила;

И каждой новою весной

Он порождал за роем рой.

Ни деспота не знал он власти,

Ни демократии напасти;

Им управлял король, чей трон

Законом был давно стеснен.

Так жили пчелы жизнью вольной,

Но были вечно недовольны.

Ну, словом, был пчелиный рой

Во всем похож на род людской,

Производили то же пчелы,

Что наши города и села:

Все те предметы, что нужны

Для мирной жизни и войны.

И нет у нас таких строений,

Машин, судов, изобретений,

Наук, искусств и мастерских,

Каких бы не было у них.

Посредством крохотных орудий

Они все делали, как люди;

И нам хватает наших слов

Для описанья их трудов.

Из человечьих дел едва ли

Они чего-нибудь не знали,

Ну разве что иных затей

Игральных, например, костей.

И то едва ли; в самом деле,

Ведь короли солдат имели

А разве был на свете полк,

Где в играх бы не знали толк?

Итак, цвел улий плодовитый,

До крышки пчелами набитый;

И в нем, как в обществе людей,

Кипели тысячи страстей,

Достигнув почестей и власти;

Другие в копях, в мастерских

Всю жизнь работали на них,

Полмира, почитай, кормили,

А сами как илоты жили.

Тот, кто имел свой капитал,

Себя ничем не утруждал

И только прибыли считали;

Другие знали лишь работу,

Работу до седьмого поту,

И спину гнули день-деньской,

Питаясь хлебом и водой.

Но было и немало сброда

Среди пчелиного народа,

Тех пчел, кто ради темных дел

Общеполезный труд презрел;

Плуты, хапуги, сутенеры,

Гадалки, шарлатаны, воры

Все шли на хитрость и обман,

Дабы набить себе карман,

И остальные, впрочем, тоже

Вели себя, увы, похоже:

Весьма солидные мужи

Отнюдь не избегали лжи,

И были в улье том едва ли

Занятья, где б не плутовали.

Здесь каждый адвокат владел

Искусством раздуванья дел

И, ловко разжигая споры,

Клиентов грабил хуже вора.

Суды веденье тяжб всегда

Растягивали на года,

Однако было все в порядке,

Когда судье давали взятки;

За эти воздаянья он

Так рьяно изучал закон,

Как взломщик изучает лавки,

Чтоб лучше обобрать прилавки.

Врачи заботились скорей

О репутации своей,

А не о том, чтобы леченье

Несло больному облегченье;

Стремясь доверье заслужить,

Старались чуткими прослыть:

Войти с улыбкой в дом больного,

Приветливое молвить слово

И угодить его родне,

Любой внимая болтовне.

Мужи духовного сословья

Не чужды были суесловья

И, хоть служили при богах,

Погрязли в низменных грехах.

Всем досаждали их чванливость,

Корыстолюбье, похотливость

Пороки, свойственные им,

Как кражи мелкие — портным.

Они, вперяя взоры в небо,

Послать молили корку хлеба,

А сами жаждали притом

Заполучить амбар с зерном.

Пока жрецы вовсю радели,

Те, кто их нанял, богатели,








Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 458;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.094 сек.