Парафилософия
Философия как любомудрие существовала и существует не в духовном вакууме, а в контексте всей духовной культуры. Оно распадается на две части.
А. Одна часть порождена в основном воображением. Это искусство, мифология, религия( художественно-мифолого-религиозный мировоззренческий комплекс)
В. Другая часть – в основном плод соображения. Это наука и техника.
Плодом единства воображения и соображения являются гипотезы - научные предположения, которые в основной своей массе ложны, не проходят научного испытания. Между философией и окололюбомудрием выделим “пограничную зону”:
1) справа 1а) со стороны философии - философию искусства, философию мифологии, философию религии, 1б) а со стороны религии - теологию (это весьма напряженная часть пограничной зоны, особенно когда философия религии принимает форму атеизма), а
2) слева 2а) со стороны философии - философию науки, 2б) а со стороны наук - философствования самих ученых-специалистов (например, книга В. Гайзенберга “Философия и наука”).
В среде наук оказываются и искусствоведение, и мифологоведение, и религиоведение (которое отлично от философии религии), и науковедение, и философоведение, которое следует отличать от философии (тем более, что философами, как и поэтами, рождаются, а философоведами становятся).
Философия не разделена чертой, потому, что она плод и соображения, и воображения. В философии воображение принимает форму домысливания до целого.
В основном, потому что и в искусстве есть соображение, в одном явлении искусства больше, а в другом меньше. Что такое искусство? Мысль, упакованная в образ.
Обе части парафилософии антагонистичны между собой.
Науки поддерживают философию как мировоззрение на втором уровне мировоззрения. И как только философия утрачивает связь с науками, она скатывается на первый уровень мировоззрения, фактически переставая быть философией, то есть переставая быть системно- рационализированным мировоззрением.
Однако роль науки, ее влияние на философию не всецело благоприятны для философии. Полная победа науки над мировоззренческой парафилософией в их борьбе за философию лишает философию её мировоззренческого характера. Философия сводится к методологии науки, становится своего рода служанкой науки.
Мировоззренческая парафилософия поддерживает в философии её мировоззренческий статус, питает философию живыми соками жизни, прежде всего социальной. Но она же влечет философию со второго уровня на первый, лишает её системности и рационализированности, превращает в лучшем случае философию в философский иррационализм, а в худшем вообще растворяет философию в искусстве, мифологии, религии.
В обоих случаях философия становится однобокой, искривленной в ту или сторону.
В объективной истории философии немало примеров такой неполноценной, хотя по-своему весьма интересной и впечатляющей философии. Но объективная история философии дает нам примеры цельной и гармоничной философии - такой философии, в которой её системно-рационализированная форма и её содержание находятся в
Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 1139;