Определение философии через мудрость

Слово "мудрость" - как будто бы исконно русское слово. Вокруг него немалое гнездо слов: мудрость, мудрствование и мудрование; мудрец и мудрила; мудрый и мудрёный; мудр и мудрён; мудрее и мудрёнее ( или мудренЕе); мудрейший; мудрить, мудрствовать и мудровать; мудро и мудрёно (мудренО). В основном это малоупотребительные слова, некоторые с ироническим как будто бы оттенком, но слова "мудрость", "мудрец" и "мудрый" как будто бы серьёзно положительные (чего не скажешь, пожалуй, о глаголах "мудрить" и "мудрствовать" с их ироническим оттенком), а потому мы и предлагали разрушать навешивание на слова "философ" и "философия" неблаговидных слов, заменяя их на их русские кальки "любомудр" и "любомудрие".

В каких контекстах употребляются слова "мудрость" и "мудрить"? И что понимают под мудростью?

Лев Толстой. Последние слова, записанные Чертковым: "Мудрость в том, чтобы знать, в чем дело жизни и как исполнить его"

(Л.Н.Толстой. I. Последние слова Л.Н. Толстого, записанные Чертковым. II. Последнее сказание. III. Об евреях. Как последнее из его произведений, написанных перед смертью. Харьков. С.6)

Владимир Даль: Мудрость - "соединение истины и блага", "слияние любви и истины", "высшее состояние умственного и нравственного совершенства".

Роберт Хайнлайн: "Все политические системы в истории человечества пытались добиться совершенного общественного порядка, представляя право управления ограниченному числу лиц. В надежде, что они будут достаточно мудры, чтобы пользоваться своим правом для общего блага" («Звездные рейнджеры». Москва, 1990. С.113).

Курт Воннегут: "И я всё думаю, существует ли ... мудрость, может ли существовать? Или в нашей отдельно взятой вселенной она такая же химера, как вечный двигатель?" ("Рецидивист"// Курт Воннегут. Избранное в двух томах. Т.1.Санкт-Петербург. 1994. С.167).

Н.Моисеев: "Вообще за знания платить не жалко. Оно ведь не только сила, но и, начиная с известного предела, - мудрость". ( "Увидеть мир в целом" //"Знание - сила"". 1989. №12.С.19.

Фридрих Ницше: "Быть может, существует область мудрости, из которой логик изгнан?" (Ф. Ницше..Т.1. С.106).

Аристотель в "Никомаховой этике" о мудрых и умных: Аристотель различает мудрость и ум, мудрых и умных. Более того, он противопоставляет их. Фалес, Анаксагор и подобные им были мудрыми (sofOi) , но не умными (frOnimoi). Не умными потому, что они игнорировали собственную выгоду (вспомним «благородного мужа» и «простолюдина» в конфуцианстве: простолюдин думает выгоде, о том, как бы получше устроиться, благородный муж – о долге перед народом, государством и государем) и не искали человеческих благ. Они знали исключительное, изумительное, трудное и божественное, но вместе с тем бесполезное. Аристотель говорит о мудрости как о знании, но это особое знание: "мудрость есть знание и интуиция наиболее ценных по своей природе вещей". (Аристотель. "Никомахова этика". УI, 7, 1141 в 2-8).

Аналогично и Плутарх видит мудрость в надпрактичности: "...мудрость одного только Фалеса вышла за границы практических нужд и пошла дальше них в умозрении (thewrIa), а остальные снискали имя "мудрецов" за свою политическую доблесть" (Плутарх. Солон. 3,8).

Не противопоставлял знание и мудрость и апостол Павел. Он противопоставлял знанию лишь мирскую мудрость, осуждая её за то, что она не познала Бога.

Так что же такое мудрость? Почему говорят, что "надо жить, не мудрствуя лукаво"? Или, может быть, мудрость в том, чтобы уметь применять абстрактные знания к обыденной жизни (и убеждаться в их неприменимости?) Или мудрость в краткости? "Мысли ширь в оправе тесной" (Шота Руставели).

Мудрость - высший уровень знания и умения во всяком роде знания? Или же мудрость - умение оценить знание с позиции добра и зла (аксиологическая функция мудрости)? А тем более мудрость в том, чтобы хотеть и мочь направить знание в русло добра? А не есть ли мудрость глубокое несуетное знание того, что действительно нужно человеку для его счастья? Мудрец, даже если он и деятелен, не суетлив. Он выше себя как деятеля.

Разные мудрости или виды одной и той же мудрости( Из конспекта лекций по истории древней философии А.Н.Чанышева в МГУ -2003 г.)

О мудрости говорят по-всякому. И часто сводят её к какому-то одному ее виду. Но видов мудрости много. Перечислим некоторые из них (по алфавиту):

¨ Агатологическая мудрость - учение о добре и благе (to agatOn - в переводе, с древнегреческого - добро, благо).

¨ Айтиологическая ( этиологическая) мудрость - учение о причинах (he aitIa - причина, основание).

¨ Аксиологическая мудрость - учение о ценностях .

(aksiOs - ценный, дорогой; высокий, значительный; to aksIоma - ценность, высокое качество; почет, уважение; аксиОма - основное положение, самоочевидный принцип).

¨ Антропологическая мудрость - учение о человеке ( ho Anthpos - человек).

¨ Архэологическая мудрость - - учение о начале, началах ( he arhE - начало, основание, происхождение).

¨ Биотическая мудрость - житейская мудрость (he biotE - жизнь, образ жизни).

¨ Гносеологическо-эпистемная мудрость - учение о познании и знании ( he gnOsis - познавание, познание, знание; epistEme - умение, искусство, опытность; знание; научное знание, наука; достоверное знание).

¨ Диалектическая мудрость - через диалог к истине, истина рождается в споре

¨ Криптологическая мудрость - учение о сокровенном знании (krUptw - скрывать, утаивать, прятать).

¨ Логическая мудрость - учение о мышлении и его законах ( he logikE - логика, наука об умозаключении).

¨ Процессуальная мудрость - учение о процессах внутри мироздания, между началами и концами ( латинское procesus - течение, процесс).

¨ Телеологическая мудрость - учение о целях (to tElos - конец, окончание, исполнение, исход, результат).

¨ Теологическая мудрость - учение о богах и о Боге (ho theos - Бог).

¨ Теоретическая мудрость - учение о размышлении ( he theorIa - созерцание, умозрение, размышление)

¨ Техническая мудрость - учение о достраивании человеком самого себя (he tEhne - искусство, ремесло, наука).

¨ Футурологическая мудрость - учение о будущем ( латинское futUrum -будущее, будущность)

¨ Хюпокейменическая мудрость - учение об основе, субстрате ( to hupokEImenon - основа, субстрат).

¨ Эмпирическая мудрость - учение об опыте (he empeirIa - опытность, опыт; знание, приобретенное опытом).

¨ Эстетическая (айстхетическая) мудрость - учение о чувстве, чувственном восприятии, позднее знание о чувственно прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном (he Aisthesis - чувство; чувственное ощущение).

¨ Эсхатологическая мудрость - учение о "концах" как противоположном "началам" (to Echaton - предел, конечная цель).

¨ Этическая мудрость - учение о нравах (to Ethos - навык, обычай, привычка; душевный склад, нрав, натура, характер).

Какие же из этих мудростей (или видов единой мудрости) любит любомудр, философ?

Архэологическая, айтиологическая (этиологическая), эсхатологическая, хюпокейменическая и процессуальная мудрости как учение о началах, причинах и концах мироздания, а также об его основе и о процессах между началами и концами - онтология, учение о бытии - центральная часть философии.

Айтиологическая мудрость - вопрос о том, как возникает из первопричины все сущее. И уже первые философы дерза­ли ответить на этот вопрос. У Гераклита космос возникает из огня пу­тем мерного угасания последнего, у Анаксимена все возникает из воз­духа через его сгущение и разрежение, у Анаксимандра последова­тельно сменяющие друг друга во времени миры возникают из его не­сколько загадочного апейрона. Подытоживая этот раздел, скажем словами плюралиста Аристо­теля (у него четыре первоначала); “мудрость по общему мнению зани­мается первыми причинами и началами”.

Агатологическая , аксиологическая биотическая и этическая мудрости как учение о добре (и зле), о ценностях (настоящие ценности бесценны), образе жизни, нравах и характерах людей, т.е. в целом этика (в широком смысле слова) - часть философии.

Гносеологически-эпистемелогическая, диалектическая, логическая, теоретическая, эмпирическая мудрости - части общей гносеологии. К этим мудростям примыкает одной своей стороной криптологическая мудрость как учение о сокровенном знании (другой стороной она примыкает к теологии ).

Телеологическая и теологическая мудрости как учение о мировых целях и богах (Боге)- часть философии лишь частично - как мирские, а не религиозные, теология и телеология.

Техническая мудростькак учение о достраивании человеком самого себя и о создании второй природы, искусственной среды, комфортного кокона, то и дело разрушаемого стихиями (например, гибель "Титаника") - не часть философии, однако этическая оценка самих по себе равнодушных к добру и злу техники и технологии - важнейшая функция философии. Сюда же примыкает экология. Технология и экология должны стать не то чтобы сестрами-близнецами, а "сиамскими близнецами". Но, увы, до этого далеко.

Можно говорить и о политической мудрости, но лишь в той мере, в какой политика подчинена этике (чего никогда не бывает).

Антропологическая мудрость - часть антропологии, науки о человеке, а именно её философская часть. Вместе с тем антропологическая мудрость универсальна. Чувствует, мыслит, трудится именно человек, это человек наблюдательный, человек мыслящий, человек рассудительный, человек изобретательный, человек предусмотрительный (футурология), человек трудящийся. А также человек мудрствующий.








Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 670;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.