Интонационные конструкции можно схематически изобразить линиями движения тона.
ИК-1 --\--на гласном центра происходит понижение тона, тон постцентровой части ниже среднего. ИК-1 наиболее ярко проявляется при выражении завершенности в повествовательном предложении. Например: Поздняя осень. Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели... (Н.А. Некрасов).
ИК-2 -- -- --гласный центра произносится в пределах диапазона предцентровой части, на постцентровой части понижение тона ниже среднего уровня. ИК-2 наиболее ярко проявляется в вопросительных предложениях с вопросительным словом и в предложениях с обращением и волеизъявлением. Например: Куда ты идешь? Андрей! Там опасно!
ИК-3 --/--на гласном центра резко восходящее движение тона, тон постцентровой части ниже среднего. ИК-3 наиболее ярко проявляется в вопросительных предложениях без вопросительного слова. Например: Анна пьет сок? Анна пьёт сок? Анна пьет сок?
ИК-4 --\--нa гласном центра нисходяще-восходящее движение тона, тон постцентровой части выше среднего. ИК-4 наиболее ярко проявляется в неполных вопросительных предложениях с сопоставительным союзом а, в вопросах с оттенком требования. Например: А ты? А Наташа? Ваше имя? Фамилия?
ИК-5 --/ \--имеет два центра: на гласном первого центра восходящее движение тона, на гласном второго центра или на следующем за ним гласном - нисходящее, тон между центрами выше среднего, тон постцентровой части ниже среднего. ИК-5 наиболее ярко проявляется при выражении высокой степени признака, действия, состояния. Например: Какой у нее голос! Как она танцует! Настоящая весна! ИК-5 часто встречается и в вопросительных предложениях с вопросительным словом: Куда ты идёшь? Какой у нее голос?
ИК-6 _/--на гласном центра восходящее движение тона, тон постцентровой части выше среднего. ИК-6 наиболее ярко проявляется при выражении неожиданного обнаружения высокой степени признака, действия, состояния. Например: Какой компот вкусный! Как она танцует! Сколько воды набралось!
Интонация членит речевой поток на отдельные отрезки – речевые такты и фразы. При отсутствии пауз между речевыми тактами интонация является основным средством, указывающим на границу между речевыми тактами. Интонация различает предложения разных типов, отражает нейтральное и субъективное отношение говорящего к содержанию высказывания, передает разнообразные оттенки эмоций.
6. Эмфаза. Компоненты эмфазы. Проблема тембральных характеристик и конкретных эмфаз. Эмфаза и ораторское искусство.
· Эмфаза – эмоциональное ритмико-интонационное единство.
· Компоненты эмфазы:
1) Восходящий тон
2) Акцентное выделение (через инверсию)
3) Темп произнесения
4) Ритм (единство ударного и примыкающих к нему безударных слогов, повторяющиеся лексемы, наконец, отдельных звуков)
· Тембровые характеристики создают эмоциональное впечатление вне зависимости от интонационного тонового контура. Различное тембровое наполнение одного и того же интонационного контура передает разные эмоции. Единой научной терминологии описания тембровых характеристик нет
7. Просодика в риторической практике. Партитура выступления.
Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 2367;