Сколько в этой волне пиков, вершин сонорности, столько и слогов.

Лекция 1. Сегментные и суперсегментные единицы речевого потока.

Слог. Просодика.

 

План.

1. Общая характеристика сегментных и суперсегментных единиц. Их обозначение в фонетической транскрипции.

2. Особое положение слога среди единиц речевого потока. Слоговые теории.

3. Типы слогов. Принципы и правила слогоделения.

4. Ударение как суперсегментная единица: его функции и свойства. Клитики. Формула А. А. Потебни. Логическое ударение.

5. Интонация в просодической роли. Теория интонационных конструкций Е. А. Брызгуновой.

6. Эмфаза. Компоненты эмфазы. Проблема тембральных характеристик и конкретных эмфаз. Эмфаза и ораторское искусство.

7. Просодика в риторической практике. Партитура выступления.

 

1. Общая характеристика сегментных и суперсегментных единиц. Их обозначение в фонетической транскрипции.

Наша речь представляет собой поток звуков, звуковую цепь. Эта цепь членится на отрезки, отдельные единицы, выделяемые различными фонетическими средствами. В русском языке такими единицами являются фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог и звук.

Звук, слог, фонетическое слово, речевой такт, фраза — это разные отрезки речевого потока. Такие линейные отрезки называются сегментными единицами. Звук — наименьшая сегментная единица. Каждая следующая во величине сегментная единица состоит из более мелких: слог из звуков, фонетическое слово из слогов, речевой такт из слов, фраза из тактов.

Фраза - это отрезок речи, объединенный особой интонацией и фразовым ударением и заключенный между двумя достаточно длительными паузами. Например, звуковая цепь Было ветрено, сыро и скверно. // Дверь в сад была открыта, // на почерневшем от мокроты полу террасы высыхали лужи ночного дождя (Л.Н. Толстой) членится паузами на три фразы (границы между ними обозначены двумя вертикальными чертами). Фраза соответствует относительно законченному смыслу высказывания. Однако фразу нельзя отождествлять с предложением. Фраза - это фонетическая единица, предложение — грамматическая, они относятся к разным уровням языка и линейно могут не совпадать. Так, в приведенном примере две фразы в одном сложном предложении.

Фраза может члениться на речевые такты. Речевой такт также характеризуется особой интонацией и тактовым ударением, но паузы между тактами не обязательны, и они короче межфразовых пауз. Например, фраза Было ветрено,/ сыро / и скверно состоит из трех тактов (границы между ними обозначены одной вертикальной чертой).

Членение речевого потока на фразы и такты обусловлено, значением, которое вкладывает в высказывание говорящий. Наличие оттенков значения отражается на допустимых колебаниях в членении речевого потока.

Речевой такт может состоять из одного или нескольких фонетических слов. Фонетическое слово - это отрезок звуковой цепи, объединенный одним словесным ударением. Фонетическое слово может соответствовать одному или нескольким лексическим единицам. Так, во фразе В ту же ночь широкая лодка отчалила от гостиницы (И.С. Тургенев.) три речевых такта, в каждом из которых по два фонетических слова. Одно фонетическое слово образует сочетания в ту же, от гостиницы. Фонетическое слово делится на слоги, а слоги на звуки.

Объединение сегментных единиц в более крупные сегментные единицы осуществляется благодаря суперсегментным, или просодическим, единицам, которые как бы накладываются на сегментные. К таким суперсегментным единицам относятся слог, ударение и интонация. Слог является и сегментной и суперсегментной единицей. Слог как сегментная единица представляет собой линейную последовательность звуков. Слог как суперсегментная единица представляет собой единство слогового и неслоговых звуков (в таком случае лучше говорить о слоговости / неслоговости). Слоги объединяются в фонетическое слово благодаря словесному ударению. Фонетические слова объединяются в речевые такты благодаря тактовому ударению и интонации. Интонация и фразовое ударение служат для объединения тактов во фразе.

· Сегментные единицы – линейные, суперсегментные – надстраиваются над сегментными, служат д/их объединения.

сегментные суперсегментные
Звук -
Слог
Последовательность 2 или более зв-в (слогообразующего и неслогообразующего) Единство 2 или более зв-в
Фонетическое слово Словесное ударение – выделение одного из слогов неодносложного слова; ударн слог характеризуется четкостью артикуляции всех звуков; ударн. слог может отлич. силой, длит-ю, тембром; ü Что такое порог ударности? [и][ы][у][э][о][а] Чем ближе ударный слог к началу слова, тем > интенсивность гласного и < его долгота; чем ближе место ударения к концу слова, тем < интенсивность и > долгота.
Такт (группа слогов, объединенная общим ударением; может состоять из нескольких слов (и я не знал), иногда – 1 слово состоит из нескольких тактов (свежевыкрашенный); граница тактов, формула Потебни …12311… (зависимость силы слога от ударения) Тактовое ударение
Фраза (ряд тактов, объединенных и выделенных интонацией; 3 части: предценровая, центр (ударный слог в том такте, который несет фразовое ударение), постцентровая; границы фраз определяются по интонационному рисунку… /…\, обозначаются паузами, отмечены также фразовым ударением Фразовое ударение и интонация Фразовое ударение – выделение одного из слов фразы; не связано со смыслом, его функция – объединение нескольких слов в фразу, указание на границы фраз; как правило, фразовое ударение падает на последнее слово во фразе. Интонация – 1-ца, характер-щая ритмико-мелодическую сторону высказывания, служит д/выражения синтаксических значений, эмоционально-экспрессивной окраски

 


2. Особое положение слога среди единиц речевого потока. Слоговые теории.

Наша речь членится на слова, а слова на слоги. Слог может состоять из одного или нескольких звуков. Один звук в слоге слоговой (или слогообразующий), остальные неслоговые (неслогообразующие). Существует несколько теорий слога.

Экспираторная теория трактует слог как такое звукосочетание, которое произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Такое определение слога наиболее наглядно. Именно оно дается в начальной школе. Проверить это можно так. Если произнести перед горящей свечой слово дом, пламя дрогнет один раз, слово руно — пламя дрогнет два раза, молоко — три раза.

Но эта теория не объясняет всех случаев. Произнесем односложное слово сплав, и пламя свечи дрогнет два раза: смычка губ у [п] разорвет воздушный поток на две части. Произнесем ау! - и пламя прогнет один раз, хотя в слове два слога.

Артикуляционная теория (Панов)

Слог – волна эксплозии – имплозии. Звуки, произносимые при смыкании органов речи – имплозивные, при размыкании – эксплозивные.

ü Могут ли щелевые согласные быть имплозивными или эксплозивными? (асса)

ü Могут ли гласные различаться по этому признаку? (да – [а] эксплозивный, ах! – имплозивный)

Слогораздел там, где переход от имплозии к эксплозии. (><). Слогообразующий звук тот, что стоит в начале имплозии.

В современном русском языкознании наиболее признана сонорная теория слога, основанная на акустических критериях. Применительно к русскому языку она была развита Р. И. Аванесовым. По этой теории слог — это волна сонорности, звучности. В слоге группируются звуки, обладающие разной степенью звучности. Наиболее звучный — слоговой (слогообразующий) звук, остальные звуки неслоговые.

Гласные, как наиболее звучные звуки, обычно бывают слоговыми. Согласные обычно бывают неслоговыми, но иногда и они могут быть вершиной слога. Чаще всего в этой роли выступают сонорные согласные, как самые звучные из согласных. Например, в словах рубль, кремль, октябрьский и под.

Можно по степени звучности обозначить: гласные — 4, сонорные согласные — 3, шумные звонкие согласные — 2, глухие — 1. Паузу обозначим 0. Это шкала сонорности. На линейках, соответствующих этим индексам, будем откладывать звуки, обозначая их точками. Если соединить эти точки, получатся волны сонорности, характеризующие слово.

Сколько в этой волне пиков, вершин сонорности, столько и слогов.

Слоговые согласные нетипичны для русского языка. Поэтому они часто развивают перед собой гласный. Произносится [каз'ин'], [т'иатър] казнь, театр, [ържы], [ъл'н'инои] ржи, льняной, а в диалектах [аржанои], [ил'н'инби] и т. п. Глухой сонорный плохо воспринимается на слух, поэтому он часто выпадает. С этим связано произношение [руп'] из рубль, [акт'апск'ии] из октябрьский и т. п. В древнерусском языке наряду с формами глаголов несла, несли, могла, могли и т. п. были и формы мужского рода неслъ, моглъ с гласным [ъ] на конце слова. После его выпадения перестал произноситься и глухой [л]. Так возникли формы нес, мог, вез, утих и т. п.

В некоторых языках слоговые сонорные вполне обычны, например в сербскохорватском и чешском: серб.-хорв.: рж — 'рожь', крв — 'кровь', прст — 'перст, палец', врба — 'верба'; чеш.: vrch — 'верх, вершина', vlk — 'волк', slza — 'слеза'.

Слоговыми могут быть не только сонорные согласные, но и шумные, даже глухие. Так, русские могут подзывать кошку кс-кс-кс. В этом междометии три слога, хотя все звуки глухие. Слоговым здесь является звук [с]. Глухой щелевой согласный выступает слоговым и в возгласе отпугивания птиц кш!, и в призыве к молчанию тс! В русской разговорной речи, в южнорусских говорах безударный гласный может выпадать, а количество слогов в слове при этом может сохраняться. Роль слогового звука в этих случаях принимает на себя согласный, в том числе и глухой: [т] пора — топора, вы [с] пано — высыпано. Такой слоговой согласный отличается от соседних звуков большей напряженностью. Таким образом, вершину слога может образовывать не только самый сонорный звук в слоге, но и самый напряженный.

В одном слоге может быть два гласных звука. Сочетание двух гласных в пределах одного слога называется дифтонгом. В русском литературном языке дифтонгов нет, но они встречаются в pycских диалектах, где произносится кор[уо]ва, молок [уо], л [ие]с и т. п. Дифтонги есть, например, в английском, немецком, испанском и многих других языках. Дифтонги могут быть равновесными, когда оба гласных обладают одинаковой силой и длительностью, как, например, встречается в русском диалектном произношении. Если в дифтонге первый гласный слоговой, а второй неслоговой, то это нисходящий дифтонг, например в английском [taim] time — 'время', [teibl] table—'стол', [gou] go — 'идти', в немецком [maen] mein — 'мой', [hoete] heute — 'сегодня'. Если в дифтонге первый согласный неслоговой, а второй слоговой, то это восходящий дифтонг, например в испанском puerta — 'дверь', tierra — 'земля', nuevo — 'новый'.

 

3. Типы слогов. Принципы и правила слогоделения.

Характеристика слогов по структуре такова. Слог, начинающийся слоговым звуком, называется неприкрытым: [он], [ил], [а-ист]. Слог, начинающийся неслоговым звуком, называется прикрытым: [сам], [да-ска]. Слог, оканчивающийся слоговым звуком, называется открытым: [да-ла], [за-ко-ны], [т'и-гр]. Слог, оканчивающийся неслоговым звуком, называется закрытым: [стол], [край], [пай-мат'] поймать.

При изучении слога в школе неслоговые гласные и слоговые согласные не рассматриваются. Поэтому гласные определяются как слоговые звуки, а согласные — как неслоговые, открытый слог — как слог, оканчивающийся гласным звуком, а закрытый слог — согласным.

По сонорности (восходящие / нисходящие / восходящее-нисходящие)

Закон: невозможность нисходяще-восходящего слога (ГСГ)(обязателен)

Принцип: восходящей звучности (желателен).

Слогораздел. В потоке речи слова обычно на слоги не делятся, границ между слогами нет, соседние звуки как внутри одного слога, так и между слогами произносятся без перерыва. Звуки перетекают один в другой. Но иногда нам нужно произнести слово или слов громко и отчетливо. Тогда сцепление между звуками ослабевает, слово распадается на слоги. Вы говорите близко стоящему человеку: «Миша, иди сюда». А в лесу, если он далеко от вас, вы кричите: «Ми-ша, и-ди сю-да!» По телефону, чтобы лучше расслышали вашу фамилию, вы диктуете: «И-ва-но-ва». Но никто не станет диктовать так: «Ив-ан-ов-а».

Существуют законы слогоделения. Они неодинаковы в разных языках и даже в разных говорах одного языка. Так, представители севернорусского наречия будут членить слова при скандировании следующим образом: кар-тош-ка, нель-зя, друж-ба, сед-ло, пус-ти. А представители южнорусского наречия эти же слова разделят на слоги так: ка-рто-шка, не-льзя, дру-жба, се-дло, пу-сти.

В русском литературном языке большинство неконечных слогов построено по принципу восходящей звучности: начальный звук наименее звучный, а конечный — наиболее звучный, т. е. слоговой. Поэтому большинство неконечных слогов открытые.

Принципом восходящей звучности обусловлены следующие особенности слогораздела (правила слогоделения). 1. Один интервокальный (находящийся между гласными) согласный отходит к следующему гласному: [за-ро-дыш], [на-су-хъ]. 2. Группа интервокальных согласных отходит к следующему гласному, если она состоит из а) шумных согласных: [ку-пцы], [и-зба], б) сонорных согласных: [ва-лна], [су-мрък], в) начинается шумным и заканчивается сонорным согласным: [су-кно], [во-бла]. Во всех этих случаях начало слога, включая слоговой звук, строится по принципу восходящей звучности. 3. В группе неслоговых звуков первый всегда отходит к предшествующему гласному, если это [и]: [таи-га], [ч'аи-н'ик]. 4. Сонорный согласный тоже может отходить к предшествующему гласному: [кан-в'эрт], [в'ор-сты]. В этих двух случаях образуется предыдущий закрытый слог. Место слогораздела обусловлено здесь тем, что первый из группы неслоговых звуков обладает большей звучностью, чем следующий. Наличие слогораздела после первого звука обеспечивает возрастание звучности в следующем слоге. Но у сонорного согласного перед шумным может снижаться звучность до уровня этого шумного, в результате чего сонорный при­мыкает к следующему слогу: [на-рват'], [ко-лба], [ма-ржы], [ха-лсты]. Закрытыми могут быть и конечные слоги: [стол], [л'ист], [пай-май]. Но и в закрытых слогах начало слога, включая слоговой звук, строится по принципу восходящей звучности. Это основной принцип строения слога в русском языке.

Слогораздел и правила переноса слова из одной строки в другую могут не совпадать. Правила переноса строятся на нескольких принципах, перенос слова по слогам только один из этих принципов. Так, слово сестра может быть перенесено тремя способами: се-стра, сес-тра, сест-ра, а слогораздел в этом слове один: [с'и-стра]. Слово разбить можно перенести только так: раз-бить, а слогораздел в нем — [ра-зб'йт'].

1) Г / СГ

2) Г / СшСшГ

3) Г / СшСсГ

4) ГСс / СшГ

5) Г [р, л, j / н, м] Г

Г / [н,м + люой сонорн.] Г

6) Долгий согл распадается попалам, кроме Г / [ж’][ш’]Г

7) СсСш в нач. слова / СшСс в конце слова либо образуют самостоятельный слог, либо отходят к последующему (в начале) или предыдущему (в конце) слогу.

4. Ударение как суперсегментная единица: его функции и свойства. Клитики. Формула А. А. Потебни. Логическое ударение.

Слово может состоять из одного или нескольких слогов. Один слог в слове ударный, остальные безударные. Словесное ударение — это выделение одного из слогов неодносложного слова. При помощи ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое — фонетическое слово.








Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 3408;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.016 сек.