Тема 1. Жанр популярной песни как составляющая эстрадной музыки.
История стилей музыкальной эстрады
Лекции VII семестр, для студентов отделения МИЭ.
Преподаватель – Потапова Лидия Геннадьевна
Эстрадная музыка.
Тема 1. Жанр популярной песни как составляющая эстрадной музыки.
В классификации музыки, на ряду с «лёгкой музыкой» находится английское словосочетание «популярная музыка» (англ. Popular music). Это также хорошо всем известная, любимая широкими кругами слушателей, общедоступная музыка. Это понятие, «охватывающее разнообразные стили и жанры преимущественно развлекательного эстрадного музицирования XX века», трактуется также довольно широко - как совокупность наиболее известных, часто исполняемых произведений концертного репертуара. Произведения такого рода предполагают «ненапряжённое слушание». Обычно в этот тип включают танцевальную, чисто развлекательную музыку, различные разновидности песен, обработку фольклора, музыку в стиле «бит», «рок».
К ним могут относиться как известные опусы «классической» музыки от Баха до Щедрина, так и песни из репертуара вокально-инструментальных ансамблей, типа Beatles, Rolling Stones и прочих популярных в прошлые и настоящие годы коллективов. К этой же сфере могут относиться как народные песни из «застольного» репертуара, так и джазовые «хит» типа «Каравана» Д. Эллингтона и многие композиции рок-музыки.
Известный отечественный музыкант, автор многочисленной литературы о джаз - и рок-музыке А. Козлов, специально не занимаясь проблемами классификации, невольно даёт совершенно иной подход к проблеме классификации в отношении «популярной музыки». Он удачно сравнивает её с «поперечным срезом, проходящим через многие жанры и охватывающий всё наиболее популярное в определённый отрезок времени: произведения, исполнителей, авторов».
В англоамериканском языковом обиходе popular music употребляется в нескольких значениях:
· как синоним понятия "folk music" (народная музыка);
· всякого рода музыка (от народной песни или шлягера до классики), пользующаяся популярностью;
· «коммерческая музыка», имея в виду развлекательную музыку массового спроса.
При этом принято отличать «популярную музыку» - в широком смысле слова от «поп-музыки» (Pop-music - сокр. от Popular music). Последний термин появился значительно позже, чем «популярная музыка» - в 1950-е годы и первоначально применялся для обозначения рок-музыки, являя собой если не протест, то желание отгородиться от широкой сферы популярного искусства. Вопреки тому, что этот термин представляет всего лишь сокращенную форму словосочетания «популярная музыка» (у обоих терминов один корень), по своему содержанию (устоявшемуся как в музыкальной практике, так и в специальной литературе) эти понятия отнюдь не взаимозаменяемы.
Термин поп-музыка вошёл в обиход сначала в сфере западной массовой культуры, а затем приобрёл интернациональную значимость. Он стал собирательным наименованием различных вновь появляющихся пластов «музыки широкого потребления». Ныне к нон-музыке относят все явления коммерческой музыкально-развлекательной «индустрии», в том числе шлягер. Поп-музыка - это продукт музыкального бизнеса, не всё в ней можно причислить к «популярной музыке». Кроме того, это понятие принято связывать с молодёжной аудиторией,
С понятиями «лёгкая музыка» и «популярная музыка» тесно смыкается понятие «эстрада», с которым также отождествляют джаз. Этот термин, как и вышеуказанные, трактуется весьма широко. В словаре Д. Ушакова «эстрадой» называется «искусство малых форм, область зрелищно-музыкальных представлений на открытой сцене». Среди специфических особенностей эстрады исследователи отмечают следующие:
· лёгкая приспособляемость к различным условиям публичной демонстрации;
· кратковременность действия;
· концентрированность художественных выразительных средств;
· злободневность, общественно-политическая актуальность;
· преобладание элементов юмора и сатиры.
Истоки эстрады учёные усматривают в фольклоре, скоморошестве: «Лёгкая музыка рождалась ...как бы посредине противоположных полюсов, в ней встречались и скрещивались два потока: народный и профессиональный... дистанция сохранялась всегда. Но глухих перегородок не было».
Таким образом, это обобщённое понятие объединяет самые разнообразные разновидности искусства. В музыкальную эстраду, как одну из составляющих эстрадного искусства в целом, В. Кузнецов включает следующие направления: лёгкую инструментальную музыку, песню, обработку фольклора, джаз, рок - и поп-музыку.
Объединённые одним термином, эстрадная и лёгкая инструментальная музыка существенным образом отличаются от джаза, прежде всего большей простотой, мелодичностью и, главное - отсутствием импровизационного начала. Кроме того, в отличие от джаза, их интонационный склад, структуру, образность определяет песенная основа. Репертуар эстрадно-симфонических оркестров включает как миниатюрные, простейшие по форме произведения, так и масштабные композиции. Общими для джаза и эстрадно-симфонических оркестров, по мнению В. Кузнецова, являются:
· идентичность инструментальных составов оркестров;
· танцевальный репертуар;
· наличие постоянной ритмической пульсации в аккомпанементе.
«Именно эта особенность отличает эстрадные и джазовые коллективы от оркестров другого типа - симфонических, духовых и народных».
В Россию джаз вошёл в эстрадизированной форме, через театр, танец, концертную сцену. К 1960-м годам происходит полное размежевание джаза и эстрады. Последняя становится более песенной, а джаз - инструментальным жанром. Эстрада идёт по пути освоения стилистики вокально-инструментальных ансамблей (ВИА), джаз делает крен к освоению фольклора, а с появлением в 1970-х годах рок-музыки, джаз идёт по пути слияния, что привело к появлению нового стиля - джаз-рока.
В трактовке В. Конен этот тип искусства получает название «массовой, популярной музыки», а также «третьего пласта». К ней автор относит джаз, рок и многие другие разновидности.
Само понятие «третья» музыка достаточно широко распространено в искусствознании. Сам термин «третье течение» («third stream») впервые появился в джазовом лексиконе. Он был введён немецким композитором, теоретиком джаза Гюнтером Шуллером для обозначения экспериментов, связанных с синтезом джаза и академической музыки. Впоследствии это понятие стало использоваться и отечественными музыкантами (Гладковым, Таривердиевым, Дашкевичем) для описания конвергенции двух типов музыкального искусства - джаза, рока и опус-музыки.
Корни этого типа музыки В. Конен попыталась проследить в своей работе «Третий пласт» и пришла к выводу, что они лежат в глубине веков настолько, что даже рубеж XVI - XIX веков «оказывается недостаточно отдалённым для изучения предпосылок массовых жанров XX века. Джаз и рок соединены непрерывной цепью преемственности с явлениями, уводящими далеко в глубь истории, вплоть до средневековья».
К её воззрениям о давней истории массово-популярного типа музыки, глубокой преемственности её разновидностей близки исследования М. Сапонова. В его терминологии этот тип музыки обозначен как «менестрельный». Тема менестрельства в отечественном музыкознании получила лишь недавно своё освещение. М. Салонов справедливо утверждает, что менестрельство - это особое состояние культуры и художественного творчества, понять своеобразие которой можно лишь в категориях самой менестрельной культуры. Описывая развлекательную культуру Средневековья, исследователь подчёркивает: «В этой среде существовали свои критерии индивидуального авторства, своя система ценностей, шкала качественности, локальное стилистическое многообразие и взаимодействие традиций, свои способы профессионального обучения и передачи навыков, своя публика, включающая увлечённых ценителей».
В Европе менестрельская практика сохранялась до Х1V века. По мнению автора, она была вытеснена практикой нового типа, «основанной на сотрудничестве исполнителей с автором записанной пьесы». На наш взгляд, если рассматривать менестрельство как исторически-конкретную категорию, ограниченную хронологическими рамками, то это действительно так. Но если воспринять менестрельство как тип развлекательной культуры, положивший начало многим видам искусства, то его история продолжается и в наше время.
В типологии Т. Чередниченко этот тип музыки также получает название «менестрельного». К музыке этого типа автор относит городскую развлекательную музыку от средневековых скоморохов и менестрелей до современной эстрады.
Термин «менестрельство» удобен, во-первых, тем, что снимает проблему иерархии, уравнивая в правах этот тип культуры со всеми другими и, прежде всего, с опусным. Во-вторых, он разрешает терминологическую проблему, объединяя в себе многочисленные термины, при помощи которых описывают это явление.
Для джаза термин и понятие «менестрельство» ("minstrel show") имеет и своё, узкоспециальное, географическое и историческое значение и связано оно с джазом. В отечественной истории музыки мир американского менестрельства впервые раскрыла В. Конен в книге «Рождение джаза».
Период наивысшего расцвета минстрел-шоу - 1840-1870 годы. Первоначально исполнителями были только белые актёры, которые, гримируясь под негров, красили лица в чёрный цвет. После окончания Гражданской войны в США (1865 г.) появились негритянские труппы, продолжавшие традиции белых менестрелей. Их репертуар строился исключительно на материале из псевдонегритянской жизни. В их спектаклях юмористически обыгрывались особенности поведения и быта негров. К началу XX в. менестрельный театр подвергся коммерциализации и утратил свое значение. Тем не менее, он сыграл важную роль в истории американской музыки, способствуя возникновению, формированию и развитию национальных жанров музыкального театра и эстрадно-зрелищного искусства. | |
Краткая история популярной музыки В Европе в 16-17 вв. большое распространение получили «баллады-листовки», т. е. напечатанные на бумаге стихи с нотами в верхней части листа. Это уже были первые шаги шоу-бизнеса, массового распространения музыки. Народная музыка распространяется как бы «сама»: кто-то слышит песню, запоминает ее и поет, затем еще кто-то слышит поющего и запоминает и т. д. Это неконтролируемый процесс. А вот тиражирование нот - это уже попытка осознанного, контролируемого распространения музыки. Современная поп-музыка принадлежит целой индустрии - множеству производственных структур, через которые проходит музыкальная идея, чтобы в итоге стать конкретным продуктом и быть проданной миллионам людей. И «баллады-листовки» были началом складывания этой сложной системы. В 1650 в Лондоне был выпущен сборник «Учитель танцев», составленный Джоном Плейфордом (1623-1686), в котором были собраны ноты разнообразных сельских танцевальных мелодий Англии, снабженные пояснениями к танцевальным фигурам и движениям. Плейфорд с друзьями много ездил по стране и собирал фольклор. Сборник оказался очень популярен, и за ним последовало множество других. Эффектность народных мелодий, веками выверенная точность балладной формы привлекли внимание серьезных композиторов. Так, именно «Учитель танцев» лег в основу «Оперы нищего», одного из ранних произведений т. н. балладной оперы. Композитор Джон Пепуш (1667-1752) и драматург Джон Гей (1685-1732) представили свое произведение лондонской публике в конце января 1728. Успех был настолько велик, что поставил под угрозу популярность Г. Ф.Генделя, чьи оперы доминировали в то время на английской сцене. С конца 18 в. широко распространяется любительское музицирование и, как один из его главных инструментов, - фортепиано. Хорошие фортепиано стоили недешево, но продавались и недорогие невзыскательные образцы. Важно, что само музицирование стало очень популярным. В моду входят фортепьянные пьесы, простые и сентиментальные, которые не трудно было выучить любому желающему. Эти пьесы были густо украшены различными нехитрыми, но эффектными музыкальными приемами, что делало их на первый взгляд крайне изящными. Похожие приемы использует и современная популярная музыка. Обеспеченная публика Европы развлекалась салонным музицированием. Появился особый жанр салонной баллады, который был упрощенным подражанием оперному искусству. Для бедных же людей одним из немногочисленных развлечений стала шарманка, изобретенная в конце 18 в. в Швейцарии. Шарманка могла воспроизвести одну или несколько популярных мелодий, и бродячие шарманщики исполняли различные песни: от сатирических куплетов до печальных баллад. Росло число музыкальных издательств, выпускавших нотные листовки и книги. К концу 19 в. многомиллионные тиражи нотных листов уже не были чем-то удивительным. Продолжается издание сборников народных песен: сборники песен менестрелей, и такие крупные издания, как Собрание национальных английских мелодий и Популярная музыка нашей старины. С середины 19 в. начинается активный рост индустрии популярной музыки и индустрии развлечений в целом. Нотные листки и сборники становятся все более доступными по цене, и быстро растет число мест, где можно было бы послушать популярную музыку. В Европе и США возникают так называемые увеселительные парки, в которых постоянно даются различного рода представления и играет музыка. В Англии первый такой парк, «Воксхолл», был основан еще в 1660. Характер музыки, исполнявшейся в увеселительных парках, например в знаменитом копенгагенском «Тиволи», открытом в 1840, был исключительно развлекательный, увеселительный. Репертуар парков состоял из шуточных песен, комических номеров, фольклорных баллад. Америка. «Менестрели». Как и в Европе, в Америке также существовали бродячие цирки и труппы актеров и музыкантов, развлекавшие народ различными представлениями, состоявшими из спектаклей, сценок и песен. С конца 18 в. в Америке начинает развиваться специфический жанр сатирических представлений, которые стали называть «шоу менестрелей», хотя связи с европейской менестрельной традиции практически не наблюдалось. Специфичным было то, что в этих шоу белые артисты изображали жизнь и нравы чернокожего населения Америки (большая часть которого до 1863 находилась в рабстве), пародируя афроамериканский фольклор. Подчас эти шоу были откровенно расистскими. Артисты красили свои лица сажей. Центральным в таких представлениях был персонаж, называвшийся «куном» (coon): плутоватый афроамериканец, крайне похотливый и склонный к воровству. Интересно, что со второй половины 19 в. начали появляться группы менестрелей, состоявшие уже из настоящих афроамериканцев. Они также развлекали публику сценами из афроамериканской жизни, а некоторые, соблюдая традицию, поверх своей «черноты» дополнительно красили лица сажей. Но сатира черных менестрелей не была такой грубой и часто направлялась уже на самодовольных белых плантаторов. Из таких трупп профессиональных актеров впоследствии вышли многие замечательные блюзовые и джазовые музыканты: композитор Уильям Хенди, певица Гертруда МакРейни и многие другие. Музыка, которая традиционно сопровождала менестрельные шоу, легла в основу танцевального стиля рэгтайм. Рэгтайм был популярен на рубеже 19-20 вв., а самым известным композитором, работавшим в этом жанре, был Скотт Джоплин, сочинивший огромное количество танцевальных мелодий, в том числе знаменитый «Рэг кленового листа» (Maple Leaf Rag). Это была энергичная танцевальная музыка с подчеркнутым использованием синкопированного ритма. Главным инструментом рэгтайма было фортепиано. |
Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 2438;