Принципы классификации современной музыки

Количество стилей растет, как ветки на вечнозеленом дереве, распуская крону все шире и выше. И будет ли этому когда-нибудь конец? Как только все музыканты мира сложат свои инструменты и перестанут играть - возможно, тогда это дерево перестанет расти и начнет сохнуть. Однако, я даже не думаю, что такое может случится в ближайшем будущем...

Для человека понятие бесконечности, к сожалению, представляет собой размытую абстракцию, и у каждого, как ни странно, может существовать где-то предел этой бесконечности. Мы все видим великое множество звезд невооруженным глазом и при помощи специальных оптических приборов. Но у изобретенной человечеством оптики есть свой предел и мы не видим звезд, расположенных от нас на триллиарды световых лет и дальше. Хотя, подсознательно чувствуем, что неисследованное пространство вскоре станет известным. Так же и в музыке - сегодня существует великое множество различных стилей, и ясно, что это далеко не предел.

Сегодня новый стиль будет называться экспериментальным, завтра он обретет имя и популярность среди определенного контингента. Создать новый стиль не составит труда - достаточно немного пофантазировать и, например, добавить в уже существующее направление какой-нибудь новый инструмент, который, как изначально может показаться, совершенно не "вяжется". Но, как правило, неординарное спустя некоторое время становится модным.

У каждого существующего стиля есть один или несколько "корневых" жанров, от которых он взял свой исток и начал дальнейшее развитие. Иногда какая-нибудь ветвь направлений может настолько эволюционировать и видоизмениться, что бывает трудно определить, что послужило начальным толчком для его создания.

Здесь мы попытаемся нарисовать общую картину, какие это могут быть корневые жанры.

Итак, первое музыкальное явление - это Классическая музыка - профессиональные музыкальные сочинения, рожденные в культуре Европы преимущественно с Нового времени (рубеж 16-17 вв.) и в средние века;

Наиболее известной ныне - несомненно является Популярная музыка - сюда входят массово потребляемые, преимущественно песенно-танцевальные музыкальные жанры.

Внеевропейская (неевропейская) - достаточно абстрактное определение для музыки тех народов Востока, чья культура отличается от культуры западноевропейской цивилизации.

Этническая (и традиционная) - фольклорные (и устно-профессиональные музыкальные явления разных народов), подчеркивающие самобытность этноса, нации, племени.

Эстрадная (или легкая) - музыка развлекательного характера, предназначенная для отдыха.

Джаз - подхваченные европейцами профессиональные исполнительские традиции американских негров, основанные на синтезе африканских и европейских музыкальных элементов.

Рок - музыка небольших вокально-инструментальных групп молодежи, отличающаяся обязательным наличием ударных и электромузыкальных инструментов, в первую очередь - гитар.

Альтернативная - новые музыкальные сочинения или исполнения (звуковые представления, «перформансы»), принципиально непохожие на все известные сегодня виды музыки

Авангардная (экспериментальная) - общее наименование нового направления в нынешнем профессиональном композиторском творчестве.

Если обратиться к различным ресурсам, то на каждом из них мы будем видеть небольшие различия. Для сравнения, на сайте Yahoo. com Основные жанры имеют следующую структуру:

Африканская Латина
Блюз Военные
Карибская Средне-Восточные
Классическая Нью-Эйдж
Кантри Ритм-Блюз, Соул
Электроника Регги
Народная и традиционная Реп и Хип-Хоп
Индустриальная Религиозные
Джаз Рок и Поп-музыка
Ворлд Фьюжн  

В моей опытной жизни, например, блюз никогда не был независимым жанром, а находился в категории рок-жанра; ритм&блюз, соул я до сих пор относил к джазовой музыке. Что ж, теперь будет шанс разобраться.

Вообще, понятно, что любая классификация музыки будет условна, т. к. границы между стилями зачастую весьма размыты и неопределены. Однако любая классификация полезна, т. к. она дает возможность подумать о месте какого-либо стиля относительно других в необъятном мире музыки.

Общие проблемы изучения основных констант массового и популярного искусства Время конца XIX-начала XX вв. многими историками, искусствоведами, социологами и философами оценивается как переходная эпоха. Её главной приметой стал распад универсальной картины мира, и как следствие - распад традиционной системы ценностей. Одной из особенностей переходной эпохи стало возникновение массового искусства. Это стало неизбежным из-за роста дифференциации картины мира. Термин и понятие «массовое популярное искусство» связывают прежде всего с появлением многочисленных новых музыкальных жанров. Их спектр охватывает разнообразные проявления музыкального искусства: джаз, поп, бит, кантри, рэп, диско, фанк, ритм-энд-блюз, рок и его разновидности (хард-рок, арт-рок, рок-опера, хэви-метал и другие). В XIX веке, как утверждает К. Соколов, массовой культуры не было. Газеты, журналы, цирк, балаган, уже вымирающий фольклор - вот и всё, чем располагал город и деревня. Уже в первой половине 1-й половине XX века возникло множество совершенно новых массовых субкультур, со своеобразным менталитетом, предпочтениями и ценностями. Их представителями был пролетариат и буржуа, образовавших «средний класс». Он нуждался в совершенно другом искусстве, способном отразить новое состояние. Высоколобое «элитное» искусство отражало духовный мир иных субкультур, где среднему классу не было места. Так начало зарождаться массовое популярное искусство, сначала в литературе, затем и в музыке. Теория массового искусства начала разрабатываться в 1960-х годах на фоне общественного интереса к его многочисленным разновидностям. После накопления информации и оживлённой журналистской полемики произошёл переход к оформлению многочисленных философско-культурологических концепций. К 1970-м годам проблемы массового искусства стали рассматриваться и в педагогической практике. Долгое время в отечественном искусствознании имел место идеологический, оценочный подход, когда проявления одного явления делили на «буржуазное» массовое искусство и «демократическое». При этом оба термина курсировали достаточно долго, вплоть до времён так называемой «перестройки». Первый носил оттенок негативизма и являлось «порождением капиталистического общества, выражением буржуазной идеологии». Теоретические разработки «буржуазных» искусствоведов и социологов, в чьих трудах поначалу сложились концепции массового искусства, подвергались острой критике со стороны отечественных исследователей. Это искусство называлось «псевдомассовым», «буржуазным» и так далее. Ему противопоставлялось «истинное» массовое искусство демократического общества. В постперестроечное время, выйдя из-под пресса идеологических наслоений в оценке массовой культуры, искусствоведы пытаются по-новому взглянуть на этот феномен. Такое внимание связано с тем, что он затрагивает практически все сферы деятельности человека - досуг, быт, школу, мир интимных чувств, политику, идеологию, мировоззрение, нравственность. Учёные пришли к осознанию необходимости самого серьёзного отношения к массовой музыкальной культуре как неотъемлемой части духовной жизни современного общества, как к одному из первостепенных по своей важности факторов нравственного и художественно-эстетического формирования прежде всего молодёжи. Внимание к проблемам данного типа культуры в последние годы неизменно возрастает со стороны академической музыкальной науки. Массовое искусство с самого начала принято было противопоставлять «серьёзной» академической музыке, а приверженцев каждого считать антагонистами, разделёнными плохо скрываемым неприятием друг к другу. Любители серьёзной музыки рассматривали современную музыкальную продукцию массового производства как «второсортную». Однако, глубокое и критичное понимание любой музыкальной культуры возможно лишь при «разговоре на равных», без эстетического снобизма и чувства превосходства. Так, говоря о фольклоре и профессиональном искусстве, М. Салонов справедливо отметил, что оба искусства «равноценны культурно, как два художественных мира - совершенно разных, хоть и синхронных. Они несопоставимы в понятиях «высокое» и «низкое» (135; 22-23). Продолжая эту мысль, добавим, что также равноценны между собой менестрельное, каноническое творчество и джаз, который до сих пор относят к «массовым» жанрам. Если говорить о так называемых «массовых популярных жанрах», то объективный анализ здесь возможен только тогда, когда исследователь откажется от предвзятости и негативизма в оценке этой далеко «не - лёгкой» культуры. Ещё Б. Асафьев резко выступал против высокомерно-элитарного отношения к сфере бытовой музыки, указывая на то, музыкой дурного вкуса она является только для специалистов. А. Цукер рассматривает эти нередко конфронтирующие между собой виды искусства как две составные одной эстетико-художественной системы, показывая, что в наши дни сложные процессы синтеза, интеграции преобладают над процессами дезинтеграции, предлагая новые перспективы сотрудничества между многими сферами музыкального искусства - массовым, академическим, фольклорным и так далее. Понятие «массовое популярное искусство» имеет много синонимических терминов-определений, отображающих разнообразные явления: «популярное», «развлекательное», «танцевальное», «эстрадное». В существующей в музыковедении классификации этот тип музыки получил также несколько названий: «лёгкая музыка», «популярная музыка», «эстрадная музыка», «менестрельная музыка». Кроме этого, «массовое искусство» связано с такие явлениями культуры, как «субкультура», «элитарная культура», «контркультура», «молодёжная», «коммерческая», «потребительская», подразумевающие социальную форму составляющую этого явления. Многообразие терминов, характеризующих этот тип музыки, свидетельствует о том, что в академической науке ещё не выработан единый подход к его оценке, единой точки зрения. Об этом свидетельствуют не утихающие споры социологов, философов, экономистов, психологов, культурологов и искусствоведов. Неоднозначность оценок вызвана как реальной многомерностью, многокомпонентностью современной массовой культуры, неоднородностью и неравноценностью относимых к ней явлений, изменчивостью и непостоянством облика, так и наличием различных подходов.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 1555;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.