Жатвенные обряды и песни
Сроки проведения жатвы (уборки хлеба) варьировались в различных областях, что зависело от особенностей климата и от сроков созревания посевных культур.
Жатва – один из самых трудоёмких периодов в жизни земледельца (работа по уборке хлеба шла 1,5 – 2,5 месяца).
Славяне проводили жатву в три этапа:
1. Зажинки (первый день жатвы, праздничный). Утром люди одевали нарядную одежду, шли в поле, сжинали (срезали серпом) первые колосья, вязали из них сноп. Сноп ставили в «красный угол» избы (новый урожай, таким образом, получал благословение). Первый сноп стоял в избе до следующего урожая. До вечера старались испечь из первого зерна хлеб нового урожая.
2. Жнивό – собственно жатва. Работали в поле с утра до вечера. Пели песни «по цепочке»: одна жнея разгибала спину, пела куплет песни, затем продолжала работу. Вторая жнея пела следующий куплет и т.д. Содержание жнивных песен было связано с тяготами жатвы, с лирическими размышлениями о судьбе женщины. Напевы скорбные, протяжные, медленные.
3. Дожѝнки или обжѝнки (последний день жатвы, праздничный). Девушки шли в поле и плели на земле из специально оставленных на поле колосьев косички – бороду Деда Полевика (Полевик – покровитель поля). В некоторых областях Полевику оставляли трапезу, прося охранять поле зимой. Заплетённые косички на убранных полях – знаки завершения жатвы. В дожиночных песнях выражалась радость по поводу окончания жатвы. В некоторых песнях содержалась насмешка над нерадивыми (ленивыми) хозяевами, чьи поля были ещё не убраны.
Женщины (жнеи) катались по стерне, приговаривая: «Нивка, нивка, отдай мою силку» (магический смысл, закон отдачи и восполнения энергии).
После окончания жатвы в селе оставались неубранными поля пожилых, больных людей, детей-сирот. Селяне собирались, назначали дату и убирали эти поля в течение одного дня. Этот обычай назывался пόмочи (от слова «помощь»). В качестве благодарности помощникам выносили на улицу столы с угощением.
Дата добавления: 2015-10-21; просмотров: 5833;