Свадебные песни
Свадьба – это важный момент в жизни двух людей и их семей. Свадебная игра формировалась на протяжении многих веков и к 17-му веку представляла собой сложное музыкально-драматическое действо, длившееся несколько дней.
Смысл свадьбы:
1. Смена социального статуса девушки (парня) на статус жены (мужа).
2. Объединение двух семей (родов) в единое целое («чужие» становятся «своими»).
Участники свадебной игры:
1. Со стороны невесты: невеста (на свадьбе именовалась «Лебёдушкой», «Княгинюшкой». Само слово «невеста» употреблялось на свадьбе редко, т.к. происходило от выражения «невесть кто»); крёстные (считались важнее родителей по крови); родители; родственники; сват (сваха); подружки (незамужние девушки – ровесницы невесты); соседи.
2. Со стороны жениха: жених («Лебедь белый», «Князь», «Серый селезень»); крёстные; родители; родственники; сват (сваха); дрỳжки (неженатые парни – ровесники жениха); старший дрỳжко (начальник над дружками); бояре или боярá (взрослые женатые мужчины); тысяцкий (женатый мужчина, возглавлявший свадебный поезд); соседи.
Основные этапы свадебной игры:
Предсвадебный этап в доме невесты:
1. Сватовство – открывает свадебную игру. Сваху засылали родители жениха в дом невесты. Сватовство происходило в иносказательной форме («У вас – товар, у нас – купец»). Хорошим тоном считалось отказать свахе первые два раза («Вот – порог, вот – дорога», «Ошиблись двором» и т.д.), а в третий раз родители невесты должны были дать окончательный ответ. Если отвечали: «Ищите товар лучше» - это был отказ. Единственная причина отказа – большая семья и нужда в рабочих руках.
2. Смотрины. При получении положительного ответа сваха через некоторое время приходила в дом невесты с родителями жениха и с угощением из дома жениха (пирог с начинкой). Происходило знакомство родителей с обеих сторон. Невеста выступала в качестве хозяйки (помогала накрывать стол, подавала еду).
3. Рукобитье или сговор – назначение даты свадьбы. Как только дата была определена, невеста и подружки невесты начинали шить приданое (рубашки мужу, его родителям, будущим детям и т.д.). Свадьбы не игрались во время великих церковных праздников, постов, во время жатвы. Наиболее благоприятными периодами для свадеб были весна (от Пасхи до Петрова поста) и осень (от окончания жатвы до Филипповского поста).
4. Двороглядье – родители жениха, а затем и невесты посещали дома друг друга с целью осмотреть двор, постройки и т.д.
Первый этап в доме невесты (от кануна свадьбы до венчания):
1. Девичник. Его назначение – помочь невесте перейти в другую жизнь, т.к. замужняя женщина носила другую одежду, общалась с другим кругом людей, должна была соблюдать определённые нормы поведения. Таким образом, девушку ждала новая, другая жизнь. На девичнике проводили следующие обряды: мытьё невесты в бане («смыть старую жизнь»), расплетание косы (незамужние девушки заплетали одну косу, замужние женщины – две косы), прощание с крáсотой (красота – это яркая лента в косе девушки, символ девичества и чистоты. Красоту передавали либо младшей сестре, либо матери-природе – повязывали на ветку дерева, на траву).
Утром свадебного дня: сборы к венцу – заплетание косы (плели 2 косы и делали причёску замужней женщины – оборачивали косы вокруг головы и надевали кѝку – шапочку, украшенную вышивкой, лентами и т.д.). Подружки помогали невесте наряжаться и пели песни печального характера («Зелена груша в саду шатается», «Не трубушка трубит рано на заре»). Невеста плакала, т.е. исполняла свадебный плач (прощалась со своей девичьей жизнью, с родным домом). Если невеста не умела петь плачи, вместо неё пела мать или специально приглашённая плачéя. Пение подружек и плач невесты образовывали своеобразную полифонию.
После этого сваха накрывала лицо невесты платком, утыкала подол платья булавками (от сглаза) и сажала её в Красный угол избы (Святой угол, где висели иконы), где невеста ждала приезда жениха.
В это время в доме жениха мать благословляла сына. Снаряжали свадебный поезд в дом невесты. Свадебный поезд – это ряд повозок, запряжённых лошадьми и празднично украшенных. Гости со стороны жениха усаживались в соответствии со своей ролью на свадьбе: жених, дружко, сват, крёстные, родители и т.д. Ехавших в свадебном поезде называли поезжáне.
По дороге к дому невесты поезжане встречали множество препятствий, которые были специально устроены родственниками невесты: ров с водой (прежде чем проехать, нужно было вычерпать воду и закопать ров), сваленное на дорогу дерево, колья, вбитые в землю, камни и т.д. Большую помощь в преодолении препятствий жениху оказывали дружки и бояре. Всё это – символическое испытание жениха.
Подъехав к дому невесты, находили ворота на замке. Начинались шуточные переговоры свата и дружки с подружками «через забор», после чего ворота открывались, и следовал выкуп невесты. Невесту выкупали жених, сват и дружко. Они дарили подружкам невесты сладости, отрезы красивой ткани, яркие ленты, деньги. В знак благодарности подружки пели свату и дружке корительные (шуточные) величания:
У нашего свата соломенна хата.
Ты долина, ты долина, ты долинушка моя.
Дровы ни полена, грязи по колено.
Ты долина, ты долина, ты долинушка моя…
Друженька хорошенький,
Друженька пригоженький,
Как у друженьки картуз,
Подарил ему француз…
После выкупа невесты следовало благословение жениха и невесты родителями жениха, а затем отъезд в церковь на венчание.
Отъезд невесты со двора сопровождался пением специальных песен («Полевая наша утушка, дорогая наша гостьюшка…»), подчёркивающих, что невеста вернётся в родной дом как гостья, а хозяйкой она должна будет стать в доме жениха.
Дата добавления: 2015-10-21; просмотров: 2184;