Пространство и время как формы существования материи
Начиная с древности человек пользовался такими понятиями как пространство и время. И до сих пор они неразрывно связаны с повседневной практикой и жизнью людей, являются неотъемлемой частью нашего бытия.
Представления о прошлом, настоящем и будущем, необходимость измерять определенные интервалы процессов, измерение длины, ширины, объема тела, определение расстояний, чувство перспективы, фиксация изменения размеров животных и растений и многое другое определяют непрерывное присутствие в человеческой практике временных и пространственных отношений.
Универсальность этих древних понятий при их осмыслении приводит, с одной стороны, к кажущейся простоте в ответе на вопрос, что такое пространство и время, с позиций здравого смысла. С другой стороны, научное рассмотрение проблемы раскрывает глубину, необъятность и сложность ее решения.
В представлениях о пространстве и времени имеется еще много неясного, порождающего многочисленные дискуссии ученых. Почему наше пространство имеет три измерения? Могут ли существовать многомерные миры? Может ли время течь в обратном направлении? Реально ли четырехмерное пространственно-временное многообразие теории относительности? Могут ли существовать материальные объекты вне пространства и времени? Эти и многие другие вопросы стоят в повестке дня современного естествознания и философии.
В истории философии существовали две точки зрения на пространство и время.
Субстанциальная концепция развивалась в трудах древних атомистов (Демокрит) и нашла свое завершение в учении Ньютона, опиравшегося на евклидову геометрию и классическую механику. По Ньютону, пространство и время суть особые начала, существующие независимо от материи и друг от друга. Пространство само по себе (абсолютное пространство) есть «пустое вместилище тел», абсолютно неподвижное, непрерывное, однородное, изотропное и проницаемое – не воздействующие на материю и не подвергающееся е воздействию. Оно бесконечно и обладает тремя измерениями. Время так же само по себе есть нечто абсолютное и ни от чего не зависящее; это чистая длительность как таковая, равномерно текущая от прошлого к будущему. Оно является «пустым вместилищем событий», которые могут его заполнять, но могут и не заполнять: ход событий не влияет на течение времени. Время универсально, однородно, непрерывно, бесконечно.
В ХХ в. ведущее значение приобретает другая концепция пространства и времени – реляционная (относительная). Ее основные идеи высказывались Платоном и Аристотелем, а позднее были развиты Лейбницем (XVIII в.). Реляционная концепция вошла в науку в связи с созданием теории относительно (специальной и общей) А.Эйнштейном. Пространство и время понимаются не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы отношений и взаимодействий пространство и время не существуют. Пространство и время выступают как формы координации материальных объектов Ии их состояний. Соответственно допускается и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействующих материальных объектов (от движущейся материи).
В теории относительности пространство и время соединяются в единую систему — пространство-время,которое описывается математически как четырехмерное пространство особого типа, имеющее три пространственных и одну временную координату. Это разрушает прежние представления об отсутствии связи между пространством и временем: время предстает как одно из измерений четырехмерного пространства. «Расщепление» последнего на трехмерное пространство и одномерное время в движущихся различным образом системах отсчета происходит по-разному, что опять-таки говорит об обусловленности пространственно-временного описания вещей и процессов самими этими вещами и процессами.
Таким образом, с появлением теории относительности кончилась эра господства «субстанциального» понимания пространства и времени в науке и философии. В современном научно-философском мышлении они рассматриваются с «реляционных» позиций — как формы координации объектов (вещей и процессов).
Один из главных выводов науки ХХ столетия состоит в том, что существует глубокая, неразрывная связь материи, движения, пространства и времени, что и определяет торжество реляционной концепции.
Пространство– это совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих материальных систем – порядка их сосуществования, структурности и протяженности.
Время – это совокупность отношений, выражающих координацию состояний взаимодействующих систем – смену состояний, их последовательность и длительность.
Согласно современным представлениям, пространство и время абсолютны в том смысле, что являясь атрибутами материи, они присутствуют всегда и везде в окружающем мире. Они относительны в том плане, что могут быть изучены и замерены в отдельных своих участках лишь относительно чего-либо (относительно других тел, событий и пр.).
В зависимости от сферы действия и проявления различают реальное, перцептуальноеиконцептуальное пространствоивремя.Первое связано с объектом (объективной реальностью, познаваемой человеком). Перцептуальное представляет собой пространство-время ощущений, восприятий и представлений субъекта, т.е. чувственного познания. Концептуальное же имеет свом субстратом абстрактные образы, появляющиеся в мозгу человека, и связано с рациональным познанием.
Реальные пространство и время могут быть классифицированы в связи с основными областями материального мира, формами движения материи: на космическое (в том числе физическое), биотическое и социальное.
При исследовании характеристик пространства и времени выделяют их метрические и топологические свойства. Метрические свойства определяют в основном количественные характеристики данных атрибутов (моменты протяженности, длительности и пр.).
Топологические свойства характеризуют данные сущности в основном целостно, с содержательной, качественной стороны (мерность пространства и времени, их изотропия, направление времени и т.п.).
По отношению к пространству его топологическими свойствами (т.е. свойствами, которые не меняются при однозначных и непрерывных преобразованиях материальных систем) будут
1) трехмерность (возможность определения любого объекта с помощью трех измерений),
2) однородность (равноправность всех точек, отсутствие каких-либо выделенных точек) и
3) изотропность (равноценность и равноправность всех направлений).
Топологическими свойствами времени будут
1) одномерность (события определяются одной координатой, а временные отношения выражены линейной функцией),
2) однородность (равноправие всех моментов),
3) направление (время течет из прошлого через настоящее в будущее),
4) временной порядок (отношения «раньше – позже»),
5) необратимость (невозможность возврата в прошлое).
Вопросы и задания для самоконтроля
- Понятие онтологии и аспекты ее рассмотрения.
- Основные формы бытия.
- Природа как форма бытия.
- Эволюция понятия материи в естествознании и в философии.
- Современные взгляды на строение материи.
- Движение и его основные формы.
- Пространство и время как формы существования материи
Лекция девятая. КУЛЬТУРА КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
1. О понятии «культура»
Дадим рабочие определения:
1) Культура – это все то, что человек делает вокруг себя и в себе самом (переделывая свою биологическую данность), и все то, как он это делает, каким образом.
2) Культура – это продукт и способ человеческой деятельности.
Понятие «культура» принадлежит к числу слов, значение которых размыто. Это объясняется тем, что этим понятием обозначается столь широкий круг явлений, процессов, свойств, что сущность культуры теоретики да и обыкновенные люди могут видеть то в одном, то в другом ее проявлении: так, выражение «это культурный человек» свидетельствует о ее понимании как определенного человеческого качества; лозунг «Берегите памятники культуры!» предполагает ее понимание как совокупность созданных людьми прекрасных вещей; названия «Институт культуры», «Дворец культуры» или «Министерство культуры» имеют в виду определенные общественные организации; понятия «художественная культура» или «физическая культура» обозначают определенные формы деятельности, а термин «сельскохозяйственные культуры» определяет выведенные людьми злаки, отличающиеся от дикорастущих растений (замечу, что именно в этом значении понятие «культура» и было введено в обиход в Древнем Риме, как противоположное слову «натура», т.е. «природа»).
Понятие «культура» родилось в Древнем Риме как оппозиция понятию «природа» («натура»). Оно обозначало «обработанное», «возделанное», «искусственное», в противоположность «естественному», «первозданному», «дикому» и применялось, прежде всего, для различения дикорастущих и культурных (одомашненных) растений («агрикультура»). Уже у Цицерона мы встречаем выражение: «философия есть культура души». Подобно тому, как плуг, взрыхляя почву, готовит ее к посеву, философия возвышает и просветляет душу человека, делая ее восприимчивой к истине, добру и свету.
Слово «культура» во всех ранних формах его употребления являлось существительным, обозначающим процесс возделывания чего-либо и ухаживания за чем-либо. Вплоть до XVIII века слово «культура» употреблялось в родительном падеже, как функция чего-то:
- как выработка правил поведения,
- как приобретение знаний, опытности,
- как совершенствование письменности,
- как совершенствование языка,
- как культура ума, культура духа и т.д.
И лишь с XVIII века слово «культура» появляется в качестве самостоятельной лексической единицы (в именительном падеже), прежде всего благодаря Пуфендорфу (1632-1694). Наряду с понятием культура в XVIII веке появляется и понятие «цивилизация». Как самостоятельные[48] оба понятия («культура» и «цивилизация») формируются на идеях Просвещения: понятие культуры — в Германии, понятие цивилизации — во Франции. В русской лексике то, что мы сегодня обозначаем словом «культура», передавалось словами «образованность», «гуманность», «просвещение», «разум», «воспитанность». В XIX веке в России имело хождение немецкое слово Bildung (образование, воспитание).
Как видим, в ходе истории понятие «культура» приобретало все более широкий смысл, став в конечном счете синонимом «искусственного», «созданного человеком». Правда, и ныне существуют сторонники более узкого понимания культуры –
Ø аксиологического, которое сводит культуру только к духовным ценностям;
Ø технологического, которое сводит ее, напротив, к способу (технологии в широком смысле) деятельности людей во всех ее проявлениях;
Ø информационного, которое видит в культуре транслируемую внегенетическим путем информацию;
Ø семиотического, которое видит в культуре систему языков, эту информацию хранящих и передающих из поколение в поколение;
Ø сохраняют влияние и «классические» представления о культуре как системе символов, вырабатываемых человечеством и специфических у каждого народа, как форм игровой деятельности.
Понятие «социология культуры» введено в социологическую науку М. Адлером (1870—1937). Ее предмет он толковал как изучение социальных факторов становления и функционирования культурных ценностей и норм, их воздействия на общество и социальное поведение человека. В дальнейшем определения этой части социологической науки множились, что осложнялось тем, что само определение культуры (по некоторым подсчетам их число достигает 160) породило различные трактовки роли, места и сущности социологии культуры в контексте мировой цивилизации.
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 2269;