Эволюция понятия материи в естествознании и в философии
Для того чтобы понять современную научную картину природы, необходимо уяснить современное понимание материи.
Понятие материи является одним из основных понятий естественнонаучного и философского познания. Как и все другие научные понятия, оно прошло длительную историю, в течение которой оно развивалось, углублялось и уточнялось, отражая в каждую историческую эпоху общий уровень научных знаний о мире, достигнутый на данном этапе движения человеческой мысли.
Наряду с естественнонаучными представлениями о материи, основанными из фиксации особенных признаков, в области философии акцент делается на понимании материи как субстанции, т.е. того, что «лежит в основе», некое первоначало. Субстанция – причина самой себя и вместе с тем источник вещественного многообразия. Введением представлений о субстанции решаются несколько проблем: 1) единства мира (унитарность всего существующего определяется общим базисом существования); 2) монизма (многообразие существующего выводится из модификации единой основы); 3) богатства форм мира (многоликость действительности обусловлена естественно-историческим процессом, качественным изменением общей основы).
Наконец, наступает период, когда материя определяется как объективная реальность. Интерпретация материи как объективной реальности окончательно преодолевает трактовку матери как ее конкретно-вещественного воплощения.
В.И.Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм» (1908) дает следующее определение матери: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»[45]. Это не онтологическое, а гносеологическое определение.
Подобная интерпретация материи позволяет охватить всю объективную действительность (то, что существует до-, вне- и независимо от сознания), без всяких ограничений. Любые физические представления о строении и свойствах материи учитывают лишь момент особенного, т.к. касаются не всей предметной действительности, а лишь отдельных ее сторон и частных проявлений. Физические представления о материи, ее свойствах и строении, о ее видах непрестанно устаревают по мере развития науки, т.к. особенное никогда не в состоянии отразить изучаемый предмет во всей его полноте.
В философии «определить» - значит «отличить» от чего-то другого. В определении материи она отличается от сознания (точнее: материальное отличается от духовного и противопоставляется ему). Материальное (реальное) и духовное – суть два понятия, охватывающие, с одной стороны, весь внешний мир, а с другой – его отображение. Это два предельно широких понятия.
Если теперь подвести итог эволюции представлений о материи, то можно сказать:
1. определение материи как субстанции указывает на ее несотворимость, неуничтожимость, на отсутствие внешней причины ее существования и изменения;
2. определение материи как объективной реальности дает возможность охватить все многообразие различных объектов и систем природы, но расшифровка объективной реальности невозможна без учета понятий «движение», «взаимодействие», «пространство», «время» и т.д. Данное определение материи конкретизируется в
3. определении материи как совокупности атрибутов, т.е. неотъемлемых ее качеств. Атрибуты – это изначально присущие, существенные, необходимые, абсолютно обязательные, не отторгаемые от материи ее основные свойства. Как правило, класс атрибутов бесконечен потенциально, в то же время как класс модусов – бесконечен актуально (модусы – это производные, однажды возникающие материальные свойства).
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 2819;