Движение и его основные формы
«Все течет, все изменяется», Движение есть изменение вообще. Важность изучения движения осознавалась всеми философами без исключения. Аристотель считал, что незнание движения ведет к незнанию причин, что видов движений и изменений столько же, сколько и видов сущего. «Для количества имеется рост и убыль, для качества – превращение, для пространства – перемещение, для сущности просто возникновение и уничтожение» («Метафизика»). По Аристотелю, следует различать шесть видов движения: возникновение, уничтожение, изменение, увеличение, уменьшение, перемещение. Источник движения – перводвигатель (чистая форма как начало всякой активности). Следовательно, движение – не атрибут, а модус, частное свойство и признак материи, и задается он посредством первотолчка.
В Новое время в результате развития механической картины мира движение стало рассматриваться как механическое движение, т.е. пространственное перемещение. Движение опять оказалось не атрибутом, а модусом. Философы эпохи Просвещения (Толанд, Гольбах, Дидро и др.) стали рассматривать движение как атрибутивную характеристику материи. Толанд писал: «Я утверждаю, что движение есть существеннейшее свойство материи… столь же неотделимое от ее природы, сколь неотделимы от нее непроницаемость и протяжение, и что оно должно входить составной частью в ее определение»[46].
Наконец, в XIX в. Энгельс («Диалектика природы») указывает: «Движение, рассматриваемое в самом общем смысле, т.е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собой все происходящие во Вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением»[47].
В истолковании сущности и природы движения сложились две концепции: а) метафизическая, предпочитающая говорить о движении как о нахождении тела в данной точке в данный момент времени, в следующий момент – в другом месте. В результате описывается не само движение, а его результат, движение воспринимается как сумма, связь состояний покоя; б) диалектическая: движение противоречиво (возникновение и уничтожение, изменение положения и изменение состояний). Утверждается абсолютность движения и относительность покоя. Покой – лишь момент равновесного единства в самом движении, а не вне его. Источник движения – в самой материи (самодвижение).
Представления о движении как атрибуте материи особенно наглядно выражено в понятии форма движения материи.
Форма движения материи – это своеобразные типы изменений качественно сходных материальных объектов и особенности их взаимодействия, специфическая организация связей между взаимодействующими элементами. Любая форма движения материи включает в себя: а) носителя данной формы движения; б) совокупность закономерностей, описывающих поведение этого носителя; в) сферу действия этих закономерностей.
Современной науке известны четыре основные формы движения материи: физическая, химическая, биологическая, социальная.
Общая схема соотнесенности форм движения материи выглядит как усеченная пирамида, которой присущи следующие особенности:
· В основании пирамиды располагается множество объектов, которые количественно истощаются с приближением к вершине;
· Отсутствие вершины говорит о незавершенности ряда форм движения материи;
· Каждая последующая форма движения порождается уже существующей формой, а поэтому должна основываться на других уже существующих формах движения и без них существовать не может;
· Последовательность расположения форм движения не является жесткой: в любом месте сцепка может быть разъята, дополнена новой конфигурацией объектов;
· Свойства форм движения не передаются по нисходящему вектору от вершины к основанию, что означает: свойства вышерасположенных форм не определяются свойствами нижерасположенных форм (качественная несводимость уровней организации);
· Движение форм по восходящему вектору идет от простого к сложному.
Кроме основных форм движения материи различают частные (входящие в состав основных) и комплексные формы движения (как совокупности основных форм движения). Например: астрономическая (космическая) форма движения материи, включающая в себя все известные основные формы, геологическая форма движения, включающая физическую и химическую формы, географическая форма движения как совокупность физической, химической, биологической и социальной форм вы пределах лито-, атом- и гидросферы Земли и т.д.
Физическую форму движения материи можно определить как масс-энергетический мир, химическую форму как мир атомов и их соединений (молекул и межмолекулярных комплексов), результат субстратного синтеза, биологическую форму как высокоорганизованную форму, основными химическими компонентами которой служат белки, нуклеиновые кислоты (РНК. ДНК), жиры, углеводы, вода, некоторые минеральные соединения. Жизнь как способ существования белковых тел заключается в самосохранении и самообновлении этой высокоорганизованной материи посредством адаптации к среде. Наконец, высшей формой движения материи (из известных) является социальная – человеческое общество. Специфика человеческого существования заключается в том, что человек живет за счет условий, которые отсутствуют в природе и которые сам человек должен производить. Часто к этой форме движения материи применяется термин антропо-социо-культурная форма бытия.
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 1144;