Сельское хозяйство
Во второй половине XIX в., как и прежде, сельское хозяйство продолжало играть ведущую роль в структуре общественного производства России.
Главным социальным и производственным фактором в сельском хозяйстве являлась земля, ее количество и качество. В Европейской России в 1877-1878 гг. был учтен 391 млн. десятин земли. Из этого количества в частной собственности было 93 млн. десятин, крестьянской надельной земли - 131 млн. десятин, казенной - 150 млн. и удельной, доходы с которой шли на содержание дома Романовых, - 7 млн. десятин. Остальная земля принадлежала другим владельцам.
Казенные земли были расположены преимущественно в северных Архангельской, Вологодской и Олонецкой и северо-восточных Пермской и Вятской губерниях, а также в Казанской и Самарской губерниях Среднего Поволжья. Казна владела главным образом лесами. У помещиков было много как сельскохозяйственных угодий (пахотные земли, сенокосные угодья и др.), так и лесов. В составе крестьянской земли значительно преобладали сельскохозяйственные угодья и было
I
мало лесов. В целом земли сельскохозяйственного назначения были сосредоточены в руках помещиков и крестьян.
Стремясь увеличить свои сельскохозяйственные угодья, крестьяне распахивали неудобные участки для посевов, арендовали земли у казны, помещиков и Удела, покупали ее у этих же владельцев. В 1881 г. арендованной земли у крестьян Европейской России оказалось 7,5 млн. десятин. Зажиточная и середняцкая часть деревни много земли покупала в личную собственность у помещиков, прежде всего у тех, кто неспособен был вести собственное хозяйство без крепостных крестьян. В плодородных черноземных районах на купленных землях создавалось зачастую крестьянское доходное сельское хозяйство с применением наемного труда батраков.
Развитие сельского хозяйства зависело не только от количества и качества земли, но и от состояния и уровня агротехники и агрикультуры прежде всего крестьянского хозяйства. Во второй половине XIX в. существовали три основные системы земледелия: на лесном Севере -наиболее древняя и наименее эффективная подсечно-огневая, на степном Юге - переложная, а на всем пространстве восточноевропейской лесостепи - преобладавшая трехпольная (иначе называемая «паровая»). При последней системе вся пашня делилась на три примерно одинаковые части: на одной из них выращивались озимые хлеба, преимущественно рожь и ячмень; на другой - яровые, преимущественно овес и пшеница, третья оставалась под паром, то есть не засевалась и отдыхала, набирая питательные соки. Трехполье просуществовало несколько столетий, пережив отмену крепостного права и сохранив свое господство до эпохи социализма.
В 80-90-х годах в плодородных губерниях начался постепенный переход к многопольной или плодопеременной системе. Травосеяние, выращивание корнеплодов, посевы сахарной свеклы и других растений, способствовавшие увеличению в почве гумуса, давали возможность не только использовать ежегодно всю пашню, но и повысить плодородие земли.
Во второй половине XIX в. в значительной части крестьянских хозяйств все еще сохранялась старая рутинная агротехника: деревянные сохи, косули и бороны, железные серпы, деревянные цепы для обмолота хлебов и т.п. Однако в последние два десятилетия XIX в. в де-'ревне стали сравнительно широко применяться железные плуги разных систем, веялки, сортировки, молотилки, сенокосилки, жнейки, паровые молотильные машины, соломорезки и др. У таких крестьян начал складываться особый тип хозяйства, основанный на более высокой технике земледелия на базе резкого повышения производительности
Quot;F
труда в сельскохозяйственном производстве. Это позволяло значительно снизить себестоимость земледельческой продукции.
Важную роль в сельском хозяйстве играл рабочий и молочный скот. Крестьяне Европейской России употребляли при обработке земли и перевозках грузов преимущественно лошадей. Крупный рогатый скот был не только источником питания и денежного дохода, но, так же как лошади и мелкий скот, доставлял домохозяевам органическое удобрение в виде навоза, смешанного с перегнившей соломой.
Продолжала углубляться районная специализация сельского хозяйства. В центре, на севере и частично на западе нечерноземной полосы развивалось молочное животноводство. В Ярославской, Тверской, Смоленской, Псковской губерниях, части Вологодской. Новгородской и Московской губерний крестьянское хозяйство специализировалось на льноводстве в сочетании с молочным животноводством. В северозападных уездах Орловской и в Калужской губернии занимались преимущественно разведением картофеля и свиноводством. Во всех этих районах посевы зерновых все же играли большую роль в местном земледелии, удовлетворяя основную потребность крестьян в хлебе.
На востоке нечерноземной полосы - в Вятской и Пермской губерниях - земледелие имело в основном потребительский характер. Здесь были небольшие избытки хлеба. Лен крестьяне этих губерний сеяли преимущественно для собственного потребления и частично для продажи.
В 80-х годах главный центр производства зерна передвинулся из Черноземного центра и Среднего Поволжья на южные и восточные степные окраины Европейской России, включая Предкавказье, которые превратились в основных поставщиков хлеба для внутреннего и внешнего рынка. Прежняя житница России - Черноземный центр - сохранила зерновую специализацию.
В конце XIX в. около 9/10 всей посевной площади Европейской России было занято зерновыми. Из числа хлебных злаков наиболее распространенным была рожь, второе место занимал овес, третье место принадлежало пшенице. Далее шли ячмень, гречиха, просо. Из корнеплодных растений наибольшее хозяйственное значение имел картофель, постепенно становившийся «вторым хлебом» для значительной части крестьянства.
Когда власть хоть чуть-чуть развязывала руки российскому крестьянству, результаты бывали поразительными. Так, за 40 лет после падения крепостного права население России увеличилось на 75%, а сбор зерна и картофеля - на 159%. По обеспеченности этими продуктами Россия занимала третье место в Европе после Дании и Швеции. В начале XX в. почти четверть всего зерна в мире производила наша
страна, а его экспорт за полвека увеличился всемеро. На протяжении всей второй половины XIX в. Россия продолжала оставаться одним из основных поставщиков хлебных товаров на мировой рынок. В конце века экспорт хлеба достиг 444,2 млн. пудов.
Однако урожайность росла медленно и страна не была избавлена от повторявшихся раз в несколько лет неурожаев и даже голода, как это случилось в 1891 г., когда сильнейшая засуха поразила почти всю черноземную полосу.
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 596;