Совершенном человеке.
Тема человека является для философии традиционной и важнейшей! Раздел философии, в котором изучается данная проблематика, называется философской антропологией. Основными для нее являются вопросы о сущности человека ("Что это такое?"), природе ("Что ему присуще?") и смысле его существования ("Для чего он живет?"). Философия рассматривает человека, взятого в единстве всех его сущностных сил и проявлений разнообразной духовно-практической деятельности, как существо многомерное, многолико-единое. В истории философской антропология сложились две ее ветви: макро- и микроанализ человека. В первом случае человек рассматривается в контексте его "погруженности" в мир внешний: природа, общество, история, — а во втором случае делается акцент на постижении внутреннего, духовного мира человека.
Проблема человека была обозначена уже в философии Древнего мира. В ней окружающий мир воспринимался философией как единый гармоничный и необъятный Космос, а человек мыслился как его органическая часть, как "малая Вселенная". Он как бы погружен в этот Космос, и живет по его законам. Идеальное существование человека — это жить в согласии с этим миром, в чем и должна состоять подлинная мудрость.
Поворот философской мысли к теме отдельного человека, взятого вне Космоса, принято связывать с именем знаменитого греческого философа Сократа. Он призывал человека заниматься углубленным познанием самого себя, определить свою нравственную позицию. Вечное самопознание, поиск самого себя в мире — в этом и должен состоять, по убеждению Сократа, подлинный смысл жизни человека.
Как правило, в древней философии рассматривались отдельные стороны (аспекты) проблемы человека. Так, Демокрит пытался обосновать свою идею происхождения человека из звероподобного состояния. Эпикурзаострил внимание на проблеме свободы и счастья человека. Аристотельособое внимание обратил на социальные качества человека, охарактеризовав его как "политическое животное" с разумной душой. Платон обозначил тему взаимоотношений гражданина и государства, раскрыл социальные типы личности (мудрецы, воины и др.). Эта же тема активно осмысливалась в древнекитайской философии в учении Конфуция. В философии индийского буддизма центром внимания стала, как было замечено выше, тема страданий человека и поиск путей их преодоления. Практически во всей древней философской мысли шла речь о мудрости как умении человека жить в согласии и мире с Космосом.
В философии средних веков, Бог рассматривался как исток мироздания, а человек — как одно из многочисленных его произведений, существо, созданное по образу и подобию своего Творца. Философы полагали, что человек представляет собой существо, промежуточное между животными и ангелами. Будучи единством души и тела, он изначально раздвоен (двусоставен) и поэтому сочетает в себе высокое и низкое начала. По выражению Фомы Аквинского, тело — это "лошадь", а душа — ее "наездник". И хотя человек призван "владычествовать" над всеми иными живыми существами, в иерархии мира он все же находится несравненно ниже Бога как своего Создателя и Спасителя. Смысл жизни человека должен состоять в постижении божественного начала, приближении к нему, и тем самым — в спасении себя.
В отличие от средневековья, философия эпохи Возрождения переключила свой интерес с Бога на живого человека, сделав его предметом культа, восторженного поклонения. В это время в литературе Италии (Л. Валла и др.) I формировался гуманизмкак идейное течение, в котором человек рассматривается как высшая ценность и цель прогресса общества. Философия и культура эпохи Возрождения утверждали идею величия и всемогущества человека, которому якобы все дано и все доступно. Он воспринимался как творец самого себя и своей судьбы, господин окружающей природы. Природа для него есть, прежде всего, мастерская, а он в ней - умелый работник, способный создавать любые вещи и всесторонне развивать свои сущностные силы и дарования. Философия подчеркивала, что человек красив, деятелен и свободен.
В философии Нового времени человек рассматривался как существо разумное ("думающая вещь", по определению Р.Декарта). Он является порождением природы, плодом ее длительной эволюции. Способность к познавательной деятельности является его главным качеством. Призвание человека состоит в том, чтобы изменять окружающий мир с помощью силы научного «мания. Рационалистическая трактовка человека была представлена и в творчестве французских просветителей XVIII в. (Ф.Вольтер и др.). Полагалось, что все общество должно быть переустроено таким образом, чтобы в нем (могли бы полностью раскрыться все задатки и способности людей.
Ведя речь об антропологии Нового времени, следует упомянуть об тобой позиции французского ученого Б.Паскаля. Не соглашаясь с самообожествлением человека, он напоминал, что человек это всего лишь "мыслящий тростник", затерянный в бескрайних просторах Вселенной. Человек, хотя и является разумным существом, но он всего лишь тростник, т.е. нечто хрупкое и беззащитное перед неисчерпаемыми силами Космоса. Он есть "мельчайший атом", "тень, промелькнувшая на миг". "Пусть Человек, — призывал ученый, — "снова подумает о себе и сравнит свое существо со всем сущим; пусть почувствует, как он затерян в этом глухом углу Вселенной ... Человек в бесконечности — что он значит?"
В классической немецкой философии, одном из важнейших течений Ноною времени, человек исследовался как существо исключительно духовное, творец истории и мира культуры (И.Кант, Г.Гегель и др.). История общества рассматривалась философами как процесс становления свободы человеческого рода посредством его деятельности. Конечная цель истории — гуманизм как состояние человечности, преодоление отчуждения и обретение свободы.
Своеобразием отличались взгляды на человека у Л. Фейербаха. Он рассматривал человека как высший предмет философии и естественных наук. Хотя человек и есть уникальное проявление жизненной силы природы, он являет собой все же порабощенное внешним миром существе и потому — несвободное. Как и всякое дитя природы, человек любит ее, но в то же время он беззащитен перед ней и перед бесчеловечным обществом. Немецкий мыслитель был убежден в том, что общество может быть обновлено на путях любви — самоотречения человека во имя другого человека, преодоления эгоизма и становления отношений солидарности между людьми.
Классический марксизм ХIХ в. рассматривал человека в контексте всей совокупности общественных отношений и истории человечества. "Человек — это мир человека, государство, общество", — подчеркивал К. Маркс. В своей действительности сущность (незыблемая внутренняя основа) человека есть, по его определению, "совокупность всех общественных отношений", их "ансамбль", а основной формой существования человека является трудовая деятельность, практика. Словно в зеркале, в человеке отражается вся историческая эпоха, в которой он живет и действует. Человек — это автор, режиссер и актер собственной драмы и судьбы. Он исследуется в марксизме не только в контексте истории, но и с учетом его принадлежности к конкретной социальной группе (слой, класс, нация). Весьма важным в марксизме является также теоретический анализ проблемы отчуждения человека. Маркс и Энгельс показали, что в современном ему капиталистическом обществе человек закрепощен социальными стихиями и институтами. Вот почему решение вопроса о свободе человека должно лежать на путях коренного преобразования общества и движения его к качественно новому состоянию — к коммунизму как идеальному общественному строю.
Большой интерес к теме человека проявился в зарубежной философии конца ХIХ и XX вв. Это нашло свое выражение, например, в иррациональной его трактовке в "философии жизни" Ф.Ницше. Австрийский ученый З.Фрейдразработал психоаналитическую трактовку человека, в которой исследовал глубинные мотивы его поведения и деятельности ("бессознательное"). В 20-х гг. XX в. в Германии возникло течение, названное философской антропологией (М.Шелер и др.), которое провозгласило задачу создания единой, интегративной науки о человеке. Под специфическим углом зрения рассматривает человека "философия техники". В экзистенциальной философии (А.Камю и др.) осмысливалась тема существования человека в абсурдном, отчужденном мире. Важное место в современной философии заняла тема глобальных проблем современной цивилизации и бытия челе века в связи с этой ситуацией в мире. Философия стала говорить о грозящей антропологической катастрофе, которая означала бы распад подлинно человеческого в человеке, его деградацию и упадок, когда будущее окажется, увы, миром без человека. Кризис человеческого в человеке, вытеснение из него высокого духовного, культурного начала — тема, достаточна распространенная в современной философской литературе.
Очень богатое и разностороннее антропологическое содержание имеется и в русской философии, в различных ее течениях и учениях. Своеобразием отличается антропология в русской религиозной философии (В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев и др.): будучи православной по своим духовным истокам и содержанию, она обращена, в первую очередь, к духовному миручеловека. Бог и человек, добро и зло, свобода и творчество, смысл жизни и призвание человека — все это важнейшие темы для религиозной философии. Главная проблема для нее — это усовершенствование человека, приближение его к идеалу. Русская религиозная философия всегда призывала человека к подвижничеству (совершению подвига) и поиску правды, к обретению высокой нравственности и совести. Человек — это "микротеос", или малый бог. Его высшее призвание состоит в том, чтобы творчески преображать этот мир, вносить в него любовь, красоту и добро, собирать весь мир в единую гармонию.
Обращение к истории философской мысли показывает, что тема человека является, во-первых, непреходящей, сквозной. Во-вторых, она осмысливается с различных мировоззренческих позиций, в контексте истории и ее культуры. В-третьих, в истории философии доминирующими являются вопросы о сущности и природе человека, смысле его существования и призвании. Образ человека в истории философии всегда конкретно-историчен, незавершен в своем становлении.
Сквозь всю историю философии и культуры проходит идея совершенства человека, обретая различные трактовки и воплощения. Совершенный человек — это человек, сумевший приблизиться к полноте своего существования в мире, несущий в себе гармонию телесного и духовного. Быть совершенным означает быть всесторонне (универсально) развитым, способным в максимальной мере исчерпать свои творческие дарования и способности, исполнить свое подлинное призвание.
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 845;