Научные революции и смена типов миропонимания

Картина мира — это «образ мира», отражающий закономерности природы, совокупность создаваемых исследователями представлении об объектах внешнего мира, из которых логическим путем можно по­лучить сведения относительно поведения этих объектов.

Картина мира, которая складывается из существующих научных представлений о строении и развитии природы, называется естествен­нонаучной картиной мира.

Научные картины мира изменяются в процессе развития науки и имеют относительный характер. Научная картина мира представля­ет собой систему общих представлений о мире, вырабатываемых на соответствующих стадиях исторического развития научного познания.

Философская картина мира представляет собой систему наибо­лее общих философских понятий (категорий), принципов, концепций, дающую на определенном историческом этапе представление о ми­ре в целом.

Указанные картины мира не существуют изолированно, в отрыве друг от друга. Философская картина мира опирается на положения естествознания, подтверждающие и конкретизирующие ее положения и выводы. В свою очередь, естественнонаучная картина мира обяза­тельно связана с теми или иными философскими представлениями, свойственными той или иной эпохе.

История научного познания сопровождалась периодической сме­ной картин мира, сменой парадигм. Парадигма — определенная со­вокупность общепринятых в научном сообществе на данном истори­ческом этапе идей, понятий, теорий, а также методов научного иссле­дования. Научные революции сопровождались сменой парадигм.

Научные революции — это переломные этапы в развитии научно­го знания, решающие этапы в прогрессивном развитии знаний, ради­кально меняющие прежнее видение мира.

Научные революции — не кратковременные события, а представ­ляют собой более или менее длительный исторический период, по­скольку коренные изменения в научных знаниях требуют определен­ного времени.

Глобальная научная революция приводит к формированию совер­шенно нового видения мира, вызывает появление принципиально но­вых представлений о его структуре и функционировании, а также вле­чет за собой новые способы, методы его познания.

В истории естествознания выделяют четыре глобальные научные революции.

Первая научная революция произошла в период XV—XVI в., в эпо­ху перехода от средневековья к Новому времени, получившей назва­ние Эпохи Возрождения.

Первая научная революция характеризуется сменой космологической картины мира, (переход от аристотелевско-птолемеевской геоцентриче­ской системы мира: «Земля — центр мироздания» к гелиоцентрическо­му учению астронома Коперника: «Земля — одна из планет, движущих­ся вокруг Солнца по круговым орбитам ). Учение Коперника подрывало опирающуюся на идеи Аристотеля религиозную картину мира.

Вторая научная революция: (XVII в.) — рождение современной науки, нового механистического естествознания, у истоков которого стояли Галилей, Кеплер, Ньютон. Основные особенности:

• применение метода научного рассуждения, математических рас­
четов и эксперимента;

• заложены основы физики, открыты законы движения тел, падения тел, вращение Солнца вокруг своей оси (Галилей), законы движе­ния планет вокруг Солнца, теории солнечных и лунных затмений (Кеплер), теории «вихрей в мировом космическом пространстве»,
аналитической геометрии (Р. Декарт), создание дифференциаль­ного и интегрального исчисления, теории «динамики» — учение о силах и их взаимодействии, законах движения, которые легли в основу механики как науки: закон инерции, закон ускорения те­ла, закон равенства действия и противодействия, закон всемирного тяготения (И. Ньютон);

• законы, установленные для механической сферы явлений, пере­носили на самые различные явления природы;

• метафизический подход: все объекты изучаются как изолирован­ные друг от друга, без учета их развития и взаимосвязей. Третья научная революция (с кон. XVII в. — до конца XIX в.) ха­рактеризуется диалектизацией естествознания:

Основные открытия и положения:

• попытки рассмотреть развитие Солнечной системы — космогони­ческая гипотеза Канта—Лапласа о происхождении Солнечной сис­темы из газовой туманности;

• учение об эволюции органического мира Лапласа под влиянием из­менения условий окружающей среды; теория Дарвина о законах естественного отбора и эволюции животного мира, происхожде­ния человека; теория клеточного строения растений и животных Шлейдена и Шванна;

• открытие закона сохранения и превращения энергии: химическая, тепловая и механическая энергии могут превращаться друг в дру­га и являются равноценными (Майер, Джоуль, Колдинг);

• вся природа — это непрерывный процесс превращения универ­сального движения материи из одной формы в другую;

• открытие периодического закона химических элементов Д. Мен­делеева: свойства химических элементов изменяются в периоди­ческой зависимости от их атомных весов; открытие возможности получения органических веществ путем синтеза из исходных неорганических веществ (Ф. Велер) — законы химии едины для неор­ганического и органического мира;

• принципы диалектики: принцип развития и принцип всеобщей взаи­мосвязи получили естественнонаучное обоснование;

• разоблачение ошибочности натурфилософских механистических гипотез о наличии теплорода (тепловой жидкости), флогистона (го­рючей субстанции, «жизненной силы организма», электрических и магнитных жидкостей, мирового эфира;

• формирование диалектико-материалистической картины мира (Эн­гельс, Маркс);

• виды материи: вещество и поля (электромагнитное поле и др.); раз­витие науки к концу XIX в. заставило отказаться от естественно­ научных подходов в толковании материи (отождествляли материю с атомами) и перейти к философскому ее пониманию;

• переход от метафизико-механического понимания движения к диалектико-материалистическому пониманию движения (движение как способ существования материи: основные формы движения мате­рии: механическое движение, физическое движение, химическое, биологическое, социальное движение);

• переход к диалектическому пониманию пространства и времени как форм бытия движущейся материи;

• диалектический принцип материального единства мира (открыты законы закономерного превращения одних видов материи в дру­гие, одних форм движения в другие).

Четвертая научная революция (XX в.) — формирование квантово-релятивистских представлений о мире. Основные открытия и положения:

• открытие радиоактивного распада, электронов, позитронов;

• создание квантовой теории строения атомов (РезенфордаБора);

• создание теории относительности (А. Энштейн), зависимость свойств пространства и времени от движения материи и друг от друга; взаи­мосвязь закона сохранения массы с законом сохранения энергии —взаимопревращение видов материи и форм движения;

• открытие волновых свойств материи (Л. Бройль), корпускулярно-волновая двойственность элементарных частиц: распространяют­ся .как волны, излучаются и поглощаются как частицы;

• движение микрочастиц подчиняется законам квантовой механики, законы классической механики непригодны для микромира: по­ложение микрочастицы в пространстве в каждый момент време­ни не может быть определено, внутриядерные процессы не могут быть объяснены, исходя из законов квантовой механики, так как она не отражает внутренние связи, структуру микрочастиц;

• открытие сотен микрочастиц: элементарные частицы сами облада­ют внутренней структурой, состоят из кварков; создание кварковой гипотезы;

• развитие генетики, расшифровка молекулы ДНК;

• развитие диалектико-материалистической картины мира.

Важнейшей характеристикой знания является его динами­ка, т.е. его рост, изменение, развитие и т.п. Эта идея, не такая уж новая, была высказана уже в античной философии, а Ге­гель сформулировал ее положения так, что «истина есть про­цесс», а не «готовый результат». Активно исследовалась эта проблема основоположниками и представителями диалектико-материалистической философии, особенно с методологических позиций материалистического понимания истории и материа­листической диалектики с учетом социокультурной обусловленности этого процесса.

Однако в западной философии и методологии науки XX в. фактически — особенно в годы «триумфального шествия» ло­гического позитивизма (а у него действительно были немалые успехи) — научное знание исследовалось без учета его роста, изменения.

Дело в том, что для логического позитивизма в целом, были характерны:

а) абсолютизация формально-логической и языковой пробле­матики;

б) гипертрофия искусственно сконструированных формализо­ванных языков (в ущерб естественным);

в) концентрация исследовательских усилий на структуре «го­тового», ставшего знания без учета его генезиса и эволюции;

г) сведение философии к частнонаучному знанию, а после­днего — к формальному анализу языка науки;

д) игнорирование социокультурного контекста анализа знания, и т.д.

Развитие знаниясложный диалектический процесс, име­ющий определенные качественно различные этапы. Так, этот процесс можно рассматривать как движение от мифа к логосу, от логоса к «преднауке», от «преднауки» к науке, от классичес­кой науки к неклассической и далее к постнеклассической и т.п., от незнания к знанию, от неглубокого, неполного к более глубокому и совершенному знанию и т.д.

В современной западной философии проблема роста, раз­вития знания является центральной в философии науки, пред­ставленной особенно ярко в таких течениях, как эволюционная (генетическая) эпистемология и постпозитивизм.

Особенно активно проблему роста (развития, изменения знания) разрабатывали, начиная с 60-х гг. XX в., сторонники постпозитивизмаК. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейера-бенд, Ст. Тулмин и др. Обратившись лицом к истории, разви­тию науки, а не только к формальному анализу ее «застыв­шей» структуры, представители постпозитивизма стали стро­ить различные модели этого развития, рассматривая их как частные случаи общих эволюционных изменений, совершаю­щихся в мире. Они считали, что существует тесная аналогия между ростом знания и биологическим ростом, т. е. эволюци­ей растений и животных.

Рассмотрим идеи двух крупных представителей данного направления — К. Поппера и Т. Куна. Первой концепцией роста научного знания стала концепция К. Поппера. Он, в част­ности, считает, что не всякая эволюция означает рост знания, а последний не может быть отождествлен с какой-либо одной (например, количественной) характеристикой эволюции. Для Поппера рост знания не является кумулятивным (накопитель­ным) процессом, он есть процесс устранения ошибок, «дарви­новский отбор». Говоря о росте знания, он имеет в виду не про­стое накопление наблюдений, а повторяющееся ниспроверже­ние научных теорий и их замену (с помощью критического метода) лучшими и удовлетворительными теориями.

Свою модель роста научного знания Поппер изображает схемой: Р1— ТТ—ЕЕ—Р2, где Р1 — некоторая исходная про­блема, ТТ — противоположная пробная теория, т. е. теория, с помощью которой решается исходная проблема, ЕЕ — процесс устранения ошибок в теории путем критики и эксперименталь­ных проверок, Р2 — новая, более глубокая проблема, для ре­шения которой нужно построить новую, более глубокую и бо­лее информативную теорию.

Общая схема (модель) историко-научного процесса, предло­женная Т. Куном (введшим в широкий оборот понятие «пара­дигма»), включает в себя два основных этапа. Это «нормальная наука», где безраздельно господствует парадигма, и «научная революция», где происходят распад парадигмы, конкуренция между альтернативными парадигмами и, наконец, победа од­ной из них, т. е. переход к новому периоду «нормальной науки».

Кун полагает, что переход единой парадигмы и другой че­рез научную революцию (например, в конце XIX — начале XX в.) является обычной моделью развития, характерной для зрелой науки. В ходе научной революции происходит такой процесс, как смена «понятийной сетки», через которую ученые рассматривали мир. Изменение (притом кардинальное) данной «сетки» вызывает необходимость изменения методологических правил-предписаний.

В период научной революции упраздняются все наборы методологических правил, кроме одного — того, который вы­текает из новой парадигмы и детерминирован ею. Однако это упразднение должно быть не «голым отрицанием», а «сняти­ем», с сохранением положительного. Для характеристики это­го процесса сам Кун использует термин «реконструкция пред­писаний».

Научные революции знаменуют смену типов научной рациональности. Ряд авторов (В. С. Степин, В. В. Ильин) в зави­симости от соотношения объекта и субъекта познания выделя­ют три основных типа научной рациональности и соответственно три крупных этапа эволюции науки:

классическая (XVII—XIX вв.);

неклассическая (первая половина XX в.);

постнеклассическая (современная) наука.

 








Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 1210;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.014 сек.