Наука и техника. Сциентизм и антисциентизм.
Будучи важнейшим элементом общества и «внедрившись» буквально во все его сферы, наука (особенно начиная с XVII в.) наиболее тесно была связана с техникой. Тем более это характерно для современной науки и техники.
Техника(греч. techne — искусство, мастерство) — совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. В технике материализованы знания и опыт, накопленные в процессе развития общественного производства.
Основное назначение техники — облегчение и повышение эффективности трудовых усилий человека, расширение его возможностей в процессе трудовой деятельности, освобождение человека (частичное или полное) от работы в условиях, опасных для здоровья.
Средства техники применяются для воздействия на предметы труда при создании материальных и культурных ценностей; для получения, передачи и преобразования энергии; исследования законов развития природы и общества; сбора, хранения, обработки и передачи информации; управления производственными процессами; передвижения и связи; бытового и культурного обслуживания; обеспечения обороноспособности.
Современная техника характеризуется высокими темпами ее модернизации и автоматизации, унификацией и стандартизацией, интенсивным развитием энергетики, радиоэлектроники, химической и биологической технологии, широким использованием компьютерных технологий, робототехники и т.п.
Достижения современной техники базируются на фундаментальных научных открытиях и достижениях. Взаимосвязь и взаимодействие науки и техники — одни из главных факторов научно-технической революции, важнейшее условие научно-технического прогресса и общественного развития в целом.
Возрастание роли науки и научного познания в современном мире, сложности и противоречия этого процесса породили две противоположные позиции в его оценке — сциентизм и антисциентизм, сложившиеся уже к середине XX в.
Сторонники сциентизма(от лат. scientia — наука) утверждают, что «наука превыше всего» и ее нужно всемерно внедрять в качестве эталона и автономной социальной ценности во все формы и виды человеческой деятельности. Отождествляя науку с естественно-математическим и техническим знанием, сциентизм считает, что только с помощью так понимаемой науки (и ее одной) можно решить все общественные проблемы. При этом принижаются или вовсе отрицаются социальные науки, как якобы не имеющие познавательного значения, и отвергается гуманистическая сущность науки как таковой.
«В пику» сциентизму возник антисциентизм — философско-мировоззренческая позиция, сторонники которой подвергают резкой критике науку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс, улучшение жизни людей. Исходя из действительно имеющих место негативных последствий НТР, антисциентизм в своих крайних формах вообще отвергает науку и технику, считая их силами, враждебными и чуждыми подлинной сущности человека, разрушающими культуру. Методологическая основа антисциентистских воззрений — абсолютизация отрицательных результатов развития науки и техники — обострение экологической ситуации, военная опасность и др.
Несомненно, что обе позиции в отношении к науке содержат ряд рациональных моментов, синтез которых позволит более точно определить ее место и роль в современном мире. При этом одинаково ошибочно как непомерно абсолютизировать науку, так и недооценивать, а тем более полностью отвергать ее.
Контрольные вопросы
1. Законы науки, способы их открытия и обоснования.
2. Знание и вера. Перечислите основные формы вненаучного познания.
3. Какова роль научной деятельности и ее роль в жизни общества?
4. Перечислите формы научного познания.
5. Когда и в связи с чем появилось понятие «философия техники»?
6. Основные виды научной рациональности.
7. Техносфера и биосфера: общее и специфическое.
8. Какое явление И.В. Бестужев-Лада называет «киборгизация личности»?
9. Техника в контексте глобальных проблем современности. Как влияет развитие техники на формирование личной ответственности человека?
10. Понятие «информация». Информатизация: тенденции в изменении сознания, мышления, культуры.
11. Духовные катастрофы в свете современной философии знания.
12. Каковы основные характеристики общества, основанного на знаниях?
13. Выявите положительные и отрицательные стороны виртуальной коммуникации.
14. Рассудите: А. Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Д. Дидро); Б. Поменьше читать! Те, кто много читают, отвыкают самостоятельно мыслить. (Д. Гранин. «Иду на грозу»). Дайте развернутый ответ.
Вопросы для самостоятельного изучения (СРС)
1. Наука и закономерности ее развития.
2. Преемственность в развитии научного знания и научные революции
3. Место творчества в научном познании.
4. Технологический детерминизм и технократизм.
5. Коммуникация и взаимопонимание в философских течениях.
6. Что такое «постматериальная» духовность информационного общества?
7. Какой тип коммуникации доминирует в современном обществе? Ответ обоснуйте.
8. Информационная культура личности.
9. Этика в технологическом обществе.
10. Проанализируйте проблему: человечество и сверхчеловечество: конец истории как обретение человечеством своего предназначения? (философские концепции XIX-XX вв.)
11. Социальная ответственность ученого.
Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература
1. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1995. – Гл. 1, 2, 3, 4.
2. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. – М., 1992.
3. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М., 1996.
4. Кун Т.С. Структура научных революций /Пер. с англ. – М., 1975.
5. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.
6. Фейерабенд П. Избр. Труд по философии науки /Пер. с англ. – М., 1974.
7. Ракитов А.И. Философские проблемы науки. – М., 1977.
8. Пригожин И. Конец определенности: Время, хаос и новые законы природы /Пер с англ. – Ижевск, 1989.
9. Поликарпов В.С. История науки и техники: Учеб. Пособие для вузов. – Ростов-на-Дону, 1999.
10. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология ХХ в. – М., 1997.
11. Сб. статей: Философия техники в ФРГ /Пер. с немец. – М., 1989.
12. Никифоров К.А. Наука. Технология: проблемы современного общества. / Изд. 2-е, доп. – Улан - Удэ, 1997.
13. Очиров Д.-Д.Э. Историко-методологическая реконструкция процесса формирования фундаментальных физических теорий. – С Пб.: Изд-во СПбГУ, 2001.
14. Рациональность на перепутье. – М.: Росспэн. Кн.1. Рациональность. 1999.
15. Ускеев С.Ш. Время и пространство в социальной технологии саморазвивающегося человека и общества: Человечество на пути к постэкономическому состоянию. – Улан - Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2000.
16. Иноземцев В.Л. За десять лет к концепции постэкономического общества. – М., 1998.
17. Коробейникова Л.А.Метаморфозы техногенной культуры. – Томск, 1997.
18. Сб.: Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.
19. Тавризян Г.М. Техника. Культура. Человек. – М., 1986.
20. Григорьев В.И. Наука и техника в контексте культуры. – М., 1989.
21. Хайдеггер М. Бытие и время. – М., 1997.
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 3092;